«Экипаж»: киноляпы от авиационного эксперта. «Почему экипаж не выводил самолет из пике, остается загадкой

«Экипаж»: киноляпы от авиационного эксперта. «Почему экипаж не выводил самолет из пике, остается загадкой
«Экипаж»: киноляпы от авиационного эксперта. «Почему экипаж не выводил самолет из пике, остается загадкой

Во второй раз стыковка прошла удачно, но во все время пребывания космонавтов на станции они были вынуждены постоянно бороться с неприятными инцидентами. Однажды даже произошло возгорание. Волков предложил сразу перейти в спускаемый модуль, о чем предупредил Москву, но Добровольский с Пацаевым проявили решительность и успешно устранили неисправность. На станции космонавты провели 23 дня, установив очередной рекорд по продолжительности полета. Проблемы с техникой продолжились во время подготовки возвращения на Землю. Перед расстыковкой «Союза-11» и «Салюта-1» неожиданно загорелся датчик сообщавший, что люк негерметичен. В течение нескольких томительных минут космонавты, пытаясь устранить неисправность производили повторное закрытие люка. Наконец датчик, свидетельствующий о неисправности, погас, и модуль устремился к Земле. Однако во время спуска экипаж на связь с центром управления полетов не выходил. Приземлился модуль в автоматическом режиме. Предчувствуя недоброе, спасатели бросились вынимать из посадочного модуля космонавтов. К сожалению, все они были мертвы.

«БЫВАЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ИЗ ОСТАТКОВ САМОЛЕТА ПРИХОДИЛОСЬ СКЛАДЫВАТЬ ВНОВЬ ЦЕЛЫЙ САМОЛЕТ»

Олег Михайлович, как думаете, почему пилоты «Боинга» ничего не предпринимали, когда самолет пикировал целых 20 секунд?

Комиссия продолжает работать, еще не все данные параметрического «черного ящика» - самописца расшифрованы. Большая неприятность, что второй самописец, второй «черный ящик» оказался без кассеты. Поэтому надо дождаться окончания расследования комиссии. Но это на самом деле странно, почему экипаж, во-первых, допустил очень крутой набор высоты с углом в 25 градусов, что нестандартно. Во-вторых, почему он сначала предпринял меры, чтобы скорость не падала дальше, а потом, когда самолет перешел на снижение и она перестала падать, почему дальше ничего не делал? Почему он не выводил из этого пике самолет, остается загадкой. Только расшифровка средств объективного контроля может раскрыть эту тайну.

Могло ли сказаться то, что у пилотов было не так много опыта, ведь один в прошлом был бортмехаником, другой - штурманом?

Может быть несколько параметров, от которых надо отталкиваться в обсуждении этого эпизода. Возможно, сказался недостаточный уровень подготовки экипажа. Но об этом утвердительно мы сможем говорить, когда убедимся, что, предположим, управление рулем высоты, при помощи которого самолет выводится из пикирования, не отказывало. Вот если это будет комиссией установлено железно, тогда можно будет говорить о роли экипажа в этом вопросе. Пока тут 50 на 50. На самом деле это очень серьезный вопрос, изучение которого может быть очень непростым и длительным. Бывали случаи, когда из остатков самолета в ангаре приходилось складывать вновь целый самолет, чтобы проверить каждую часть, которая интересует комиссию.

Как известно, во втором «черном ящике» не оказалось магнитной ленты, ее нашли гораздо позже. Бывает ли такое?

Нет, это явление нечастое. Я бы даже сказал, странное. Потому что самая распространенная неприятность, когда самописцы в результате большого, интенсивного пожара просто спекаются. Почему не сгорают? Потому что запись находится в противопожарной капсуле, но спекается от температуры, и ее невозможно расшифровать. Но вот так вот, чтобы вскрыли, а там кассеты нет - это что-то такое для меня, для профессионала, непонятное. Ведь самописец - это единственное место, где кроется объективная, без домыслов журналистов, информация происшествия.

- Говорят, что эта кассета могла вылететь от удара. Такое могло произойти?

От такого удара все может быть.

РОССИЯ ПО УМОЛЧАНИЮ ПЕРЕШЛА НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ИНОСТРАННУЮ ТЕХНИКУ

- Как вы оцениваете подготовку пилотов в нашей стране?

В результате отсутствия кадровой политики со стороны государственных регулирующих органов последние 20 лет мы пришли к очень мрачному финишу - к дефициту пилотов. Это самый страшный антагонист в безопасности полетов. Вот ухитрились чиновники и здесь маху дать вместе с авиакомпаниями. И это при наличии широчайшего круга государственных летных учебных заведений! Тех, кто привел к такой парадоксальной ситуации, надо уволить со всех должностей без права возвращения в гражданскую авиацию. А они, чтобы спасти свои места, вышли с инициативой изменить Воздушный кодекс России, разрешив западным пилотам летать в составе российских экипажей. Это значит, что те же госчиновники опять сами себя валят в штопор, потому что противоречат указаниям президента страны. Мы отбираем у наших граждан рабочие места, да еще какие! Самые высокооплачиваемые из самой высокотехнологичной отрасли. Этот вопрос сейчас дебатируется, и желание спасти свою шкуру из-за безделья на протяжении 20 лет понятно. Но это решение тоже не панацея, потому что командир корабля - дефицитная профессия во всех странах мира. Кто к нам поедет, когда они везде востребованы? Поедут те, кто не востребован у себя. Алкоголики и профессионально несостоятельные лица. Вот они и приедут.

- Так можно сейчас летать на самолетах с точки зрения безопасности?

Не только можно, а нужно. Не поддавайтесь аэрофобии. Вообще нет ни одного вида деятельности, где бы не погиб хотя бы один человек. Да, в последние годы наша авиация выглядит очень блекло. Но для этого есть причины системного характера. Дело не в экипажах и не в личностях. Дело в неэффективной вертикали государственных органов регулирования, которые ни за что не несут ответственности, в том числе и за безопасность полетов. Они не занимаются развитием российской авиации.

Мы с вами перешли в новую эру - в эру тотальной эксплуатации западной техники и западных самолетов. При этом не было ни одного решения правительства, ни одной «дорожной карты», ни одного государственного документа о том, что в 2013 году мы будем летать только на западной технике. Но пошли поручения всем министерствам и ведомствам переучить экипажи и инженеров, перепрофилировать заводы для ремонта западной техники. Всем, кто обслуживает и кто летает, дали задание изучить английский язык, потому что техническая литература только на английском языке, и она запрещена к переводу. Ни одного предусматривающего все это документа не было - все состоялось по умолчанию. Вот это главная причина того, что мы опустились по безопасности полетов за последние три года до уровня Африки.

Мы единственная страна в мире, где и сертификацией, и расследованием летных происшествий занимается одна организация. То есть она расследует сама себя. Больше таких государств нет. Дело не в частностях, а в фундаментальных причинах, которые привели нашу гражданскую авиацию к такому печальному результату.

Справка

Олег Смирнов - президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации». Образование - высшее. Основная специальность - пилот военной и гражданской авиации. Освоил более 10 типов летательных аппаратов. Заслуженный пилот СССР. Первоначальный опыт работы в гражданской авиации приобрел в казахском управлении гражданской авиации, пройдя путь от командира корабля до должности руководителя авиапредприятия. В 1973 году был назначен первым заместителем начальника латвийского управления гражданской авиации, затем - начальником эстонского управления гражданской авиации. В 1983 году постановлением правительства СССР назначен на должность заместителя министра гражданской авиации СССР. После распада Советского Союза стал генеральным представителем «Аэрофлота» в Финляндии. Затем - работа в авиализинговой компании и 6 лет - в группе компаний «Ист-Лайн». В настоящее время - президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации».

В Москве, в кинотеатре "Октябрь", прошла премьера фильма "Экипаж" - он выходит в широкий прокат 21 апреля. Подобного по размаху кинособытия не было в России уже давно.

Гости премьеры разошлись после показа - к часу ночи. Среди них были министр культуры РФ Владимир Мединский, директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов, глава Союза кинематографистов Никита Михалков, председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин, заместитель Генерального директора ВГТРК Антон Златопольский (фильм представляет канал "Россия 1"), глава киностудии имени Горького Сергей Зернов, главный редактор канала "Культура" Сергей Шумаков, режиссеры Олег Табаков, Владимир Меньшов, Владимир Хотиненко, Валерий Тодоровский, Александр Митта, актеры Владимир Машков, Данила Козловский, Светлана Светличная, Надежда Михалкова, композиторы Игорь Крутой, Игорь Николаев и многие другие.

Но одни из самых дорогих гостей премьеры - летчики "Оренбургских авиалиний" Константин Парикожа и Дмитрий Алкеев, которые , посадив неисправный самолет, благодаря чему им удалось спасти сотни жизней. После фильма, во время которого в зале то и дело раздавались зрительские возгласы "Не может этого быть!", обозреватель "РГ" поговорила с летчиками и расспросила их - что правда, а что - нет, и каковы у них впечатления от премьеры.

То, что мы видели на экране - насколько это было достоверно?

Константин Парикожа: Какой момент вас интересует?

"Дозаправки" людьми в воздухе. Мне казалось, что это было нереально. Может такое случиться хотя бы теоретически?

Константин Парикожа: Тяжеловато, конечно, такое сделать. Дозаправка в воздухе существует и происходит таким же образом - самолеты выстраиваются "в хвост". Как правило - в армии и в военной авиации - на самолетах дальнего действия. У них есть такая, без посадки. А что касается людей...

Дмитрий Алкеев: Думаю, если бы была тренировка - такое сделать бы смогли.

А когда самолет взлетает из горящей точки на короткой взлетной полосе, что становится возможным только благодаря упавшей вышке с водой - такое реально?

Дмитрий Алкеев: Это все абсолютно правильно. Согласен! Это самый правдоподобный момент в этом кино.

Все мы помним, как, когда случилось извержение вулкана в Исландии, прекратили летать самолеты, потому что вулканический пепел, попавший в двигатель, приводит к катастрофе. А в фильме самолет с пеплом в двигателе летит и довольно долго.

Дмитрий Алкеев : Бывает такое. От количества пепла зависит. В один двигатель попало много, он сразу выключился, а другой повредился, но продолжил работать.

Когда вы посадили в Доминикане самолет и спасли жизни сотням пассажиров, эмоционально в реальности испытали что-то подобное тому, что играли актеры в фильме?

Константин Парикожа: Конечно, напряжение было. Но у нас это происходило всего-навсего 20 минут. А в фильме - растянуто на два часа. В жизни происходила не такая масса событий, как с этим экипажем. Так что эти герои - намного героичнее, чем мы. У нас все было скоротечно и не так ярко и красочно. И вулкан не взорвался.

Тем не менее, вы тоже чувствовали, что можете не долететь...

Константин Парикожа: Мы были над аэропортом, рядышком.

Дмитрий Алкеев: У нас коэффициент везения больше был. Но страшно, конечно, что и говорить. Включаются какие-то внутренние резервы, эмоции уходят на второй план и выполняешь то, что должен сделать.

А стажеру в такой тяжелой ситуации могут доверить самолет с людьми?

Константин Парикожа: А больше некому было доверять.

Вы смотрели старый фильм "Экипаж"? Какой фильм вызвал более сильное чувство?

Константин Парикожа: Конечно смотрел! Новый фильм более красочен и современен. Хотя сейчас у нас идет эпоха возвращения старого советского кино и играть нужно на высоком уровне, чтобы соответствовать ему.

Дмитрий Алкеев: Вы знаете, как говорят: песни, которые в детстве услышал, дороже тех, что услышишь потом. Конечно, мне старый "Экипаж" ближе. Но эффекты и краски, которые я увидел в новом фильме, разумеется, впечатляют.

Какие фильмы про свою профессию, кроме "Экипажа", вы любите? Я вспомнила недавний фильм "Елки", где самолет внезапно сажают на старую посадочную полосу, которая чудом сохранилась стараниями одного человека. И основано это на реальной истории.

Константин Парикожа: Лучший авиационный фильм для меня это "Мимино". Думаю, многие со мной согласятся.

Дмитрий Алкеев: "Иду на грозу", "Разрешите взлет", "Мимино" - отличные фильмы.

Вот вы придете после премьеры домой, что расскажете своим близким?

Дмитрий Алкеев (смеется): "Вы летчик?" "Иногда. Вообще-то - я эндокринолог" (цитата из фильма "Мимино" - Прим. С.А.).

Константин Парикожа: Честно скажу, что мне фильм понравился, и я советую на него сходить. В любом случае все авиаторы пойдут на фильм - сто процентов. Хотя бы ради того, чтобы проверить его на подлинность: сказка - не сказка. Но это ведь не документальное кино и не основанное на реальных событиях. Надо от этого отталкиваться и понимать, что все-таки картину лучше оценивать комплексно. Тут много всего - и взаимоотношения, и чувства. И не надо делать упор на техническую сторону этого фильма. Она как фон идет. Это совершенно не главное в картине. И за это я благодарен создателям - мне, правда, фильм очень понравился.

Дмитрий Алкеев: "Спасибо!"

Константин Парикожа: И выскажем благодарность за их мастерство и способность передать реалии нашей работы.

Что стоит уточнить с самого начала: фильм «Экипаж» Николая Лебедева – это не ремейк одноименной картины 1979-ого года, а самостоятельное произведение. Картина рассказывает историю о выборе между исполнением инструкции, заботе о собственной безопасности и спасением тех, кому не на кого больше надеяться. Если на кону твой успех, должность, карьера, здоровье или жизнь – пойдешь ли ты рисковать всем этим только ради того, чтобы выручить незнакомых людей? Герои фильма «Экипаж» сделали свой выбор.

Сюжет фильма

Алексей Гущин – юный талантливый летчик, из-за своих принципов уже три раза терявший работу. Все, что ему нужно – это небо, возможность летать, но судьба ставит на его пути различных злодеев, сильных мира сего, за непослушание которым Алексея постоянно ждет одно и то же наказание.

Последний шанс для него – стать стажером в маленькой авиакомпании у строгого начальника Леонида Зинченко.

Леонид действует согласно букве инструкции, хотя внутри у него так же горит огонь борьбы за правду. Именно для этих двоих и еще нескольких членов экипажа обычный вылет превратится в битву за жизнь, где всё, что может их спасти – это слаженность, профессионализм и умение делать правильный выбор.

Сначала хотелось бы отметить, что пометка 6+ совершенно не подходит фильму. Присутствуют неграфические, но частые и несправедливые смерти положительных героев, так как фильм все-таки принадлежит к жанру «фильм-катастрофа»; постельная сцена; сцена, украдкой изображающая интимную близость взрослой женщины, изменяющей мужу с юнцом, годящимся ей в сыновья. Так что сразу же скажем, что несмотря на общий позитивный в плане смыслов фильм, просматривать его не следует лицам младше 14 лет.

В фильме «Экипаж» есть несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание:

  1. Общий смысл – правильность выбора заботы о ближнем, даже при риске (+)
  2. Безразличие к наградам, стремление к добру по душе, а не ради «звездочек на погоны» (+)
  3. Важность семьи перед работой (+)
  4. Конфликт Алексея и Леонида – следование правилам, субординации (+/-)
  5. Образ спортивного человека (+/-)
  6. Образ женщин (–)

Общий смысл – правильность выбора заботы о ближнем даже при риске для себя (+)

С этим сталкиваются главные герои еще в первой половине фильма: когда Алексей и Леонид во время государственного переворота попали в Африку, они смогли забрать только иностранных граждан, а африканцы, пытавшиеся прорваться на борт, были расстреляны захватчиками у них на глазах. Леонид сдерживает Алексея, который намеревается предпринять что-то в этой ситуации. Леонид ссылается на закон и обстановку, в которой они оказались, Алексей – на эмоции.

Во второй половине фильма экипаж откликается на запрос об эвакуации, и они бросаются на помощь, а после того, как понимают, что часть потерпевших бедствие застряла в горах, разделяются, чтобы помочь и тем, кто рядом, и тем, кто в горах. Когда Леонид пытается отговорить Алексея от задумки разделения, тот сквозь зубы проговаривает «Чтобы как там?!»

На самом деле, сравнение не совсем корректное, ибо в случае сопротивления в ситуации с африканцами российские невоенные летчики в количестве двух человек, скорее всего, получили бы по куску свинца и не смогли бы помочь оставшимся пассажирам выбраться из зоны военных действий. К тому же подвели бы под верную смерть стюардесс и пассажиров. Возможно, еще и вызвали бы международный скандал и послужили началу военных действии между двумя странами. Так что те действия пилотов, исходя из ситуации, показанной в фильме, были обоснованными.

В то же время, допустимо ли сценаристам создавать в кинематографе ситуации (в тех случаях, когда фильм не основан на реальных событиях), в которых положительный герой вынужден быть пассивным свидетелем сцены расстрела мирных жителей – вопрос спорный.

И все-таки смысл остается один: если можешь помочь, даже нарушив предписанные правила, стремись к этому, так как важность человеческой жизни гораздо важнее прописанных для штатных ситуаций законов.

Другая проверка на человечность, с которой предстоит столкнуться главным героям, – это доказать свою готовность рисковать собственной жизнью за правое дело. Каждый из основных героев преодолевает страх смерти ради помощи ближнему.

В одной из кульминационных сцен Алексей, чтобы провести рискованный маневр для спасения соседнего борта, спрашивает у пассажиров единогласного мнения. Одна женщина сказала «нет», ссылаясь на то, что у нее двое детей, и она не может подвергать их опасности, но оба её ребенка внезапно подняли руки, показав, что они понимают ситуацию и готовы пойти на риск ради спасения других людей (среди которых была их тетушка). Тем самым дети как бы подают пример нравственности, душевного благородства.

Естественно, в результате этот риск окупился сторицей, ведь к детям вернулась тетка, к их матери – сестра, да и вообще все мирно сели на землю.

Чтобы описать все сюжеты, где каждый из героев проявляет альтруизм, благородство души, героизм, придется пересказывать весь фильм, посему просто отметим, что выбор «я или другие» в сторону «другие» совершает большинство главных героев, кто-то получает за это награду, кто-то не получает, но это не меняет их настроя, жизненной позиции. Они совершают добро не потому, что получат за это поощрение, а потому, что иначе нельзя.

Что приятно: действующие лица – не супергерои, получившие волею судьбы сверхспособности или по наследству огромные деньги. Они труженики, верные работе, а также просто неравнодушные люди, которые не прошли мимо чужой беды.

Безразличие к наградам, стремление к добру по душе, а не ради «звездочек на погоны» (+)

Другая отличительная черта данного фильма – главные герои не получили никаких материальных наград, денег, да и за прежние проступки их выгнали с работы, хоть и подсобили с поступлением на другую должность. Их награда – моральная. Алексей – разрешил проблемы в отношениях со своей любимой, стюард Андрей – добился расположения возлюбленной, Леонид – понял важность семьи перед работой.

Героями руководят совершенно не меркантильные интересы, хотя они и находятся в трудном положении. Поэтому отсутствие наград они словно бы и не заметили, продолжая жить обычной жизнью, готовясь к следующим полетам, и возможно, следующим подвигам.

Важность семьи перед работой (+)

Леонид из-за напряженной работы совсем отдалился от семьи, он не особо интересуется делами сына и мало внимания уделяет супруге. События фильма заставляют его пересмотреть своё отношение к семье. В финале он предлагает всем вместе отправиться в общий отпуск, задвинув работу на заслуженный второй план.

Конфликт Алексея и Леонида – следование правилам, субординации (+/-)

Весьма противоречивым и спорным является характер самого главного героя Алексея. Да, его принципиальность похвальна, но порой он ведет себя скорее глупо, чем порядочно, кроме упомянутого момента с беженцами, он устраивает драку с акционером компании за то, что тот курил в самолете.

Он лишился работы, на которую его устраивал именитый отец три раза, и практически лишился бы и в четвертый раз, если бы не искреннее уважение и отеческая любовь капитана Леонида – Алексей отправился бы в посудомойки. И сложно представить, что каждый раз Алексей сталкивается с такой несправедливостью, с которой нужно бороться «огнем и мечом», рискуя всем.

Если бы его прогнали один раз за отказ исполнять самодурство начальства, это еще можно понять. Но порой кажется, что он действительно еще не вырос, как ему сказала героиня Александра. Особенно учитывая, что фильм рассчитан на детей (несмотря на вышеуказанные постельные и смертельные сцены), то пример агрессивного молодчика-самодура, лезущего на рожон при каждом случае, где, по его мнению, происходит несправедливость, является отчасти губительным для юного зрителя, взращивая идеальную жертву для различной революционной, террористической и другой пропаганды.

Образ спортивного человека, (+/-)

Образ Валеры, сына Леонида, тоже весьма двойственен. Парень увлекается уличным спортом: он не приходит домой через дверь, вскарабкиваясь через окно на третьем этаже. В его комнате есть небольшой турник и боксерская кукла. Леонид высказывает подозрение, что такими темпами Валера скоро и запьет, и закурит, но парень легко опровергает эту фразу. По сути, перед нами образ не профессионального спортсмена, а поклонника физической культуры, вполне возможно, приверженца ЗОЖ. И хоть парень и проявляет себя с героической стороны – а именно его физические способности помогли во многих ситуациях – осадок от того, что спортивный парень показан этаким неразумным переростком-подростком, все же остается.

Образ женщин (-)

К сожалению, полный провал в фильме с образами женщин. Их в фильме два, якобы «на любой вкус», но по сути – это феминистка и легкомысленная девушка. Женщины других типов были, но им уделено слишком мало времени, чтобы запомнить хотя бы их имена.

Александра.

Возлюбленная главного героя, описанная в аннотации как неприступная красавица. На самом деле она весьма «приступная», но её особенность как персонажа заключается в её истеричном феминизме.

Она откровенно говорит на камеру, что мужчины – худший вид, что только мужчины вечно жалуются, и только мужчины могут натворить то и сё, причем чаще всего говорит она это тогда, когда Алексей пытается найти у неё душевную поддержку.

У самой же лётчицы Александры навязчивая мысль, что когда она говорит «Я второй пилот – Александра» её называют «бабой за штурвалом» и всячески критикуют. Она настолько зациклена на этом, что повторила эту фразу терпящим бедствие людям и выждала паузу, видимо, ожидая нападок.

Их, естественно, не последовало, и не могло последовать, ведь люди ожидали продолжения инструкции, и возникшая пауза после этой фразы была злобно-комичной, ироничной над её персонажем, а не неким моментом истины, как бы авторы ни хотели это показать. Тем более, что на экране Александра, по сути, ни разу не была подвержена дискриминации по полу. Наоборот, её подбирают как опытного летчика, Леонид оказывает большее доверие Александре, как специалисту, чем Алексею и т.п.

Тем более, учитывая частую ругань Алексея с Александрой, когда её снова заносит на мужененавистничество в момент его попытки раскрыть душу, их пара явно не выглядит долговечной. Несмотря на то, что в финале фильма зрителю сообщили о том, что они поженились.

Виктория.

Миловидная, заботливая стюардесса, в которую безответно влюблён стюард Андрей. При первом же знакомстве с новым пилотом Алексеем она с приоткрытым ртом, плотоядным взглядом разглядывала с ног до головы замечтавшегося Алексея, и с тех пор проявляла некое подобие кокетства с ним, попутно грубо отвергая навязчивое ухаживание Андрея.

В финале фильма девушка неожиданно обыграла собственную же фразу Андрею с точностью до наоборот, показав отныне свою благосклонность.

Неужели так быстро изменила своей любви? Оказалось, нет – просто её вожделение, показанное с первых кадров, было нацелено не на Алексея, а на его форму, что даже было обозначено в одном из разговоров стюардесс, которые упоминают, что кроме лётчиков для Вики мужчин не существует.

Андрей же, порицаемый многими героями за немужскую работу, не прельстил её сердца, пока не стал героем. После этой истории её большая симпатия к одному мужчине быстро превратилась в «любовь» к другому. Опять же долговечность такого союза между Андреем и Викторией вызывает смутные сомнения.