Парк никко в японии. Национальный парк «Никко. Природные зоны парка, его флора и фауна

Парк никко в японии. Национальный парк «Никко. Природные зоны парка, его флора и фауна
Парк никко в японии. Национальный парк «Никко. Природные зоны парка, его флора и фауна

В паре часов езды от Токио, в префектуре Точиги, расположен город Никко. Живописные горы, несколько известных водопадов, горные реки и ручьи, хайкинг-трейлы, онсэны и огромнейшее количество храмов и синтоистских святилищ — вот за чем едут в Никко туристы.

Японцы говорят: «Не говори кекко, пока не увидел Никко!» . То есть, не думайте, что вы знаете что-то о настоящей красоте, пока не побывали в японском городе Никко.

Город Никко (日光) в Японии — центр туризма и религиозного паломничества среди японцев и путешественников в в стране Восходящего Солнца. Никко является частью национального парка.

Если вы уже искали в интернете отзывы о том, куда поехать на выходные из , то наверняка слышали про город Никко.
Лучше всего ехать в Никко с ночёвкой. Дорога из Токио займёт несколько часов, к тому же в Никко есть много рёканов и онсэнов, что позволит познакомиться с японской культурой поближе. Да и без рёканов в Никко есть, чем заняться 🙂

Как добраться в Никко

Как добраться в Никко из Токио?

01 Самый быстрый вариант:
Линии JR и скоростной поезд синкансен от станции Токио/Уэно. Дорога до Никко займёт полтора часа, стоит около 6000 иен в одну сторону (с пересадкой в Utsunomiya). Подходит тем, кто располагает деньгами и хочет поехать в Никко на один день, без ночёвки.
Проезд на линиях JR входит в стоимость JR-пасса.

02 Промежуточный вариант:
Чуть дольше до Никко идёт скоростной поезд rapid train . Едет с Асакусы до станции Tobu Nikko (это перевозчик Tobu railway). В зависимости от поезда билет в Никко стоит 2300 — 2800 иен, без пересадок.

03 Самый экономный и медленный вариант:
Local trains , или электрички. 3-4 пересадки, смена поездов (всё в пределах одной платформы, так что бегать никуда не надо). В некоторых поездах сидят лицом к другим пассажирам, как в метро, в других поездах есть более удобные сиденья (отсеки). Дорога обойдётся примерно в 1300 иен в одну сторону.

Для поездки в Никко удобно приобрести Nikko City Area Pass . Стоит он около двух с половиной тысячи иен. Проездной рассчитан на два дня. В стоимость включена дорога туда-обратно на локальных поездах и автобус по городу Никко (Nikko City Area).

Обратите внимание: вокзалы Nikko, Tobu Nikko, основные храмы и святилища, в том Числе Тосёгу, Риннодзи и другие входят в зону Nikko City Area. Озеро Тюдзендзи, водопад Кэгон, онсэны относятся уже не к городу, а к Nikko Area.

Дорога из Токио в Никко довольно живописная. Маршрут проходит по префектурам Токио, Сайтама и Точиги, где расположен Никко. С обеих сторон проносятся японские деревеньки и нескончаемые рисовые поля.

Если сесть в Токио на линию Toby railway, то вы приедете на вокзал Tobu Nikko. Если ехать В Никко на синкансене, то конечная остановка — вокзал Никко JR.

Город Никко

Первое, на что стоит обратить внимание — Никко находится в горах. Поэтому даже летом здесь будет прохладно, особенно вечером.

Площадь перед вокзалом Tobu Nikko:



На площади перед вокзалом Никко находится автобусная остановка. Высятся ряды магазинчиков с сувенирами и омияге, маленькими кафе и ресторанами.

На вокзале Tobu Nikko есть одна известная лавочка. В Никко обязательно стоит попробовать популярные в Японии булочки manjuu (まんじゅう), да непростые, а с юбой.

Юба (ゆば) — известный японский продукт. Юба — это плёнка, образующаяся в процессе готовки тофу, иначе говоря, tofu skin. Звучит непривлекательно, но японская юба довольно вкусная и полезная.
В Никко юба особенно популярна, это местное блюдо, которым люди очень гордятся 🙂 В Никко из юбы делают всё, что угодно — выпечку и бургеры, и просто так едят, замачивают и даже сушат.
Вот это заведение:




А вот и сама булочка まんじゅう. Она прожарена во фритюре, внутри бобовая паста анко и юба, а снаружи присыпана кристалликами соли — фишка этого заведения. Очень рекомендуем попробовать! За ними всегда стоит очередь из нескольких человек.


От станции прогуливаемся до отеля в Никко пешком:


Сувениры из Никко. Помимо юбы, здесь продаются всякие милые японские вещицы — палочки для еды, чашки под сакэ и так далее.

В Никко встречаются самые разные отели и гэстхаусы. Есть и традиционные японские гостиницы — рёканы. Почти у каждого отеля есть небольшой красивый сад в японском стиле.



Цены на отели в Никко начинаются в среднем от 10000 иен за ночь в простом отеле/гэстхаусе.

Главное, зачем приезжают туристы в Никко — это храмы и синтоистские святилища. Храмы Никко имеют величайшее культурное и историческое значение: на их территории находится более сотни культурных объектов, а сами храмы окружены красивым кедровым лесом.
Комплекс храмов Никко занесён в Золотой фонд ЮНЕСКО. Имейте в виду, что к пяти вечера храмы Никко закрываются, и их великолепием можно полюбоваться только снаружи.

Перед входом в парк Никко находится знаменитый священный мост Синкё (神橋), покрытый красным лаком:


Днём на мост можно подняться за 300 иен. Но гораздо приятнее любоваться этой достопримечательностью Никко со стороны.

К храмам и святилищам Никко ведёт широкая дорога Омотесандо:


Первый храм из списка сокровищ Никко — Риннодзи (輪王寺). Настоятелями этого храма могли стать только мужчины из императорской семьи.
Главное здание храма сейчас реставрируется и будет закрыто от глаз туристов ещё долго — до 2021 года.


Мы немного побродили вокруг Риннодзи в лучах закатного солнца.



От храма Риннодзи по Омотесандо можно подняться к главной достопримечательности Никко — храму Тосёгу (日光東照宮). Если пройти под гигантскими каменными ториями, вы увидите билетные кассы.


Целая аллея из каменных японских фонариков — очень живописное место:




Чем дальше вы отъезжаете от , тем проще и дружелюбнее становятся люди.
Когда, среди храмов в Никко, мы с любопытством заглядывали в окна одного закрытого ресторанчика, к нам подошёл японский дедушка и угостил вот таким печеньем с заварным кремом. Не захотел, чтобы мы остались голодными 🙂
Это японское печенье тайяки (鯛焼き) в форме рыбки.


В нашей культуре принято думать, что из рук незнакомцев не стоит принимать пищу. Но в Японии всё по-другому. Дружелюбные местные жители частенько могут вас угостить. Если вы принимаете угощение, обязательно не забудьте вежливо поклониться в знак благодарности.

В основном рестораны в Никко расположены в районе вокзала. Заглянем в один из них 🙂
Поистине японский формат — посетители сидят не в общем зале, а в индивидуальной кабинке с телевизором, планшетом, на который делают заказ, и кнопкой вызова официанта.


Заказали якитори, курицу с кимчи.



Подробно обо всём многообразии еды японской еды:

Первый день в Никко закончился! Скорее в отель — набираться сил перед завтрашним днём.

Второй день в Никко было решено посвятить хайкингу и прогулкам по окрестностям, благо возможностей для этого в Никко много.
Одна из достопримечательностей Никко, которые стоит посмотреть — долина Дзидзо (или Kanmangafuchi Abyss).

Чтобы попасть в Долину Дзидзо, по мосту 日光大日橋 (Dainichi или Мост Солнечного света), надо перейти живописную бурлящую речку.




Внизу на камнях стоят рыбаки:




Свернув с моста налево, вы увидите небольшое синтоистское святилище Nukazukainari Shrine. Как и любое святилище синто, его легко отличить по красным ворота ториям.



Вдоль реки тянется аллея каменных статуй Дзидзо.


Дзидзо — буддийские святых, покровители детей и путешественников. Буддизм и синтоизм тесно переплелись в Японии, и статуи Дзидзо можно встретить практически во всех храмах и святых места Японии.

Дзидзо очень почитаемы японцами. Они помогают детям, которые погибли в маленьком возрасте, или не были рождены и не успели сделать достаточно хороших дел, а значит попадут в ад. Дзиздо защищают детей в аду от злых демонов, пряча их с своём рукаве.
Многие статуи совсем развалились и покрыты зелёным пушистым мхом. Несмотря на это, им тоже полагается шапочка.


На Дзидзо надевают красные шапочки и переднички, символизирующие просьбу защитить души умерших детей.



Статуи Дзидзо ставят не только у храмов, но и вдоль дорог, или на кладбищах. В долине Дзидзо в Никко их особенно много. Поговаривают, что некоторые статуи — призраки, и если вы попытаетесь их сосчитать, ничего не получится.


Вдоль долины Дзидзо в Никко течение реки более бурное. По-прежнему много рыбаков ловит рыбу, стоя на камнях.




Выходим из долины Дзидзо в небольшой парк. Река тянется дальше, к священному мосту Синкё.


Ещё немного Дзидзо из Никко:



Туристов, идущих из центра Никко, от священного моста к долине Дзидзо, встречает вот такая табличка. Так называется живописное ущелье с рыбаками.


Русло реки тут расширяется. Очень красиво! Вода чистая-чистая.



Ну а мы торопимся покинуть это зачарованное и красивое место: надо успеть к другой достопримечательности Никко — водопаду Кирифури.

Водопад Кирифури (霧降の滝) — дословно «туманный водопад», названный так из-за мелкой водяной пыли, поднимаемой им в воздух, находится на возвышенности Kirifuri kogen. Это уже не город Никко, а Nikko Area, так что проездной по городу тут не действует.

Водопад Кирифури (высота более 70 метров) — прекрасная возможность познакомиться с одним из водопадов Никко, если вы не хотите далеко ехать.

Важно! До водопада Кирифури в Никко нет хайкинг-трейла. Идти к водопаду придётся частично через город, частично по трассе (всего две полосы, но обочина довольно узкая).
Доехать до Кирифури на автобусе из Никко можно с любого из двух вокзалов в Никко за 300 иен.

От вокзала Тобу Никко к водопаду Кирифури идти минут 40, поднимаясь в горку.


И, наконец, водопад Кирифури в Никко:


Тумана совсем нет. Говорят, что в отдельные дни тумана столько, что водопад со смотровой площадки совсем не видно 🙂


Самое лучшее время для посещения гор в Японии с точки зрения эстетики — осень. Деревья окрашиваются в яркую оранжево-красно-зелёно-жёлтую палитру, и это выглядит изумительно.

После посещения водопада Кирифури в Никко мы спустились к станции Tobu-Nikko на автобусе, чтобы вернуться в .

Любую хорошую поездку стоит завершить хорошим обедом! Поездка в Никко не исключение 🙂
Есть в Японии отличная традиция: есть в поезде обед бенто . Японские бенто бывают разные и включают в себя всякие сезонные и региональные особенности. Этот бенто был куплен на вокзале Никко — в центре справа видна юба, local food из Никко.


Достопримечательности Никко

1. Храм Никко-сан Ринно-дзи (Nikko-san Rinno-ji Temple)

Главное здание Санбуцудо было построено в период Хэйан (794-1185). Здание было реконструировано сёгуном Токугава Иэмицу в 1645 году. Японское название (которое означает «храм трёх Будд»). Внутри него находится три статуи божеств Будды. Напротив Санбуцудо растёт 500-летняя японская черёмуха, природный памятник, создающий прекрасный контраст по отношению к красному залу, если приехать сюда весной.

Вдобавок к главному залу Санбуцудо здесь есть также и гробница Иэмицу Токугава, Таию-ин и храм дзэн на берегу озера Тюдзэндзи находятся совсем недалеко. Здесь вы также можете посетить тонизирующие горячие источники. Так что вы точно не пожалеете, если посетите все храмы.

2. Водопад Рюдзу (Ryuzu Falls)

Водяным источником этого водопада является Юноко, а сам он спускается с высоты 210 метров над крутыми склонами лавы, образованными после извержения Нантайсан. Он находится на северной стороне озера Тюдзэндзи и впадает в него. Водопад разделяется на два потока каменным основание и называется водопадом Рюдзу, потому что напоминает драконью голову (Рюдзу竜頭 = голова дракона).

Перед водопадом есть множество камней, которые создают завораживающие пейзажи каждое время года. Ранним летом цветут азалии, а с позднего сентября можно любоваться осенними листьями. Рядом с водопадом есть пешеходные тропинки, так что можно наслаждаться короткими прогулками и любоваться природой. Неподалёку также есть чайный домик, в котором можно смотреть на водопад и наслаждаться едой и местными деликатесами, такими как свежее мороженное.


3. Дорога Ироха-дзака (Iroha-zaka)

Ироха-дзака - это необычная дорога, соединяющая город Никко и озеро Тюдзендзи в Оку-Никко. Дорога, идущая в гору по направлению к озеру Тюдзендзи, называется «Даи-ни Ироха-дзака» (Вторая Ироха-дзака), а идущая вниз с горы - называется «Даи-ити Ироха-дзака» (Первая Ироха-дзака). Обе дороги имеют одностороннее движение. Ироха-дзака имеет 48 поворотов - столько же, сколько знаков в японском алфавите хирагана, а само название «Ироха-дзака» дорога получила благодаря песни «Ироха-ута», в которой используются все 48 знаков хираганы без повторений. Дорога особенно красива осенью, когда листва на деревьях окрашиваются в красно-желтый цвет.

На «Даи-ни Ироха-дзака» есть место для отдыха и парковки «Акети-Даира», где со специально оборудованной смотровой площадки вы насладитесь великолепными горными пейзажами. Добраться туда можно также на подвесной канатной дороге, с которой открываются величественные виды на озеро Тюдзендзи, водопады Кегон и гору Нантай.


4. Гора Нантай-сан (Mt.Nantai-san)

Нантай-сан - это гора высотой 2,486 м к северу от озера Тюдзэндзи. Она расположена в национальном парке Никко и известна как одна из сотни лучших гор Японии. На её вершине вы можете наслаждаться удивительными видами озера Тюдзэндзи и болот Сэкигахара. Подъем начинается у Никко Футарасан Дзиндзя рядом с озером Тюдзэндзи (вход к горе платный) и до вершины около 4 часов дороги.


5. Деревня Хэйке (Heike-no-Sato)

В конце периода Хэйан (794-1175 г.г.), побежденные Гендзи Хэйке рассеялись по всей Японии и построили деревни, в которых они могли прятаться. У них было прозвище «Хэйке-но-Отибито» - чтобы сохранить память о них и передать их образ жизни будущим поколениям, старые дома в Никко были снесены, и на их месте была построена деревня Хэйке-но-сато. Здесь хранится домашняя утварь, горшки для деревьев и изображения Тайрано Киёмори и Ацумори. Деревня Хэйке одна из главных достопримечательностей Никко.


6. Храм Тосёгу (Nikko Tosho-gu Shrine)

Храм и святилище Никко Тосё-гу посвящён сёгуну и полководцу Токугаве Иэясу, основателю династии Токугава. Храм был построен в 1617 году. Храм тщательно распланирован, а дорога к нему ничем не отделана. 5 построек храма являются Национальными Сокровищами. Главный храм является объектом всемирного наследия Юнеско и достопримечательностью Никко.

Постройки храма раскрашены в яркие цвета, а колонны украшены резьбой. Вы можете увидеть барельеф с тремя обезьянами и спящая кошка с воробьями на обратной стороне.

Хотя храм и воздает славу клану Токугава, постройки выглядят весьма скромно, выражая эстетический дух ваби-саби, так что здесь можно провести целый день и не заскучать.


7. Кинугава Онсэн (Kinugawa Onsen)

Кинугава Онсэн - это горячие источники, находящиеся вверх по течению реки Кинугава, в 30 минутах езды на автомобиле от станции Никко. Как и Хаконэ эти источники известны в регионе Канто. Вдоль реки Кинугава находится множество горячих источников и отелей. В давние времена эти источники были доступны только даймё (феодалам) и монахам, возвращающимся из святилищ. Горячие источники солонцеватые и богаты растворенными минералами, поэтому они очень эффективно лечат ожоги. На их территории находится множество всевозможных заведений, включая замечательный дневной СПА. Поэтому, если вы посетите этот регион, вам обязательно стоит навестить это место, чтобы отдохнуть после долгой поездки.


8. Никко Эдомура (Edo Wonderland Nikko Edomura)

Никко Эдомура (Edo Wonderland Nikko Edomura) - это огромный парк развлечений, в котором была воспроизведена жизнь эпохи Эдо. Вы увидите деловой центр города, почтовую станцию, деревни и дома самураев. В этом парке можно увидеть много людей с прическами самураев, которые называются «тёнмагэ» - это позволит вам почувствовать себя так, словно вы совершили путешествие назад во времени. Вы сможете попробовать здесь самые разнообразные развлечения. Например, отправившись в зону приключений «Генсин» («перемена»), сможете примерить наряд ниндзя или кимоно, а во «Взрослом ниндзя» вы сможете выполнить несколько миссий как настоящий ниндзя. А в «Мастерской по окраске платков», сможете попробовать окрасить носовой платок при помощи традиционных японских красок. За некоторые виды развлечений будет необходимо заплатить, но в целом в парке вы найдете много всего интересного, и узнаете много нового о Японии. Здесь также можно увидеть шествие гейш «Оиран Дотю» или шоу ниндзя.


В некоторых храмах Никко в последние годы ведутся реставрационные работы. Зал Санбуцудо в Риннодзи, главный зал храма, в настоящий момент находится на глобальной реставрации, которая завершиться лишь в 2020 году. В Тосёгу ворота Ёмэймон в реставрации с 2013 года и на данный момент опутаны строительными лесами. Зал Хайдэн и ворота Нитэнмон (вторые ворота) в Таюинбё также были в реставрации. Перед посещением храмового комплекса проконсультируйтесь у менеджеров «Фудзи Трэвел» о последней информации.
Древний мох на каменной стене, идеально ровные ряды каменных фонарей, пунцовые ворота и взмывающие ввысь кедры – это лишь часть Никко, сокровищницы лучших творений периода Эдо (1600-1868). Рассыпанный по холмистым лесам Никко – одна из главных достопримечательностей Японии. Религиозная история Никко уходит корнями в середину VIII века, когда буддийский монах Сёдо Сёнин (735-817) основал в этих местах отшельнический приют. Хотя Никко был священным местом для обеих религий (синтоизма и буддизма) на протяжении более тысячи лет, постепенно эти места канули в Лету. Настоящая слава пришла к Никко лишь со смертью Токугавы Иэясу в 1616 году. В своем завещании сёгун приказал возвести здесь святилище в его память, что и было сделано. Строительство закончилось в 1617 году. Впрочем, архитектура строений показалась внуку сёгуна недостаточно выразительной, и Токугава Иэмицу повелел воздвигнуть в честь деда роскошный мавзолей, который можно видеть и сегодня.
Иэмицу руководствовался соображениями не только эстетическими, но и практическими. Сёгун не хотел видеть своих соперников-лордов излишне богатыми и распорядился, чтобы даймё поставляли все необходимые материалы для постройки святилища и оплачивали работу тысяч мастеров-ремесленников. Мавзолей Тосёгу был закончен в 1634 году и по праву считается архитектурным шедевром того времени. Тосёгу вместе с более скромным мавзолеем Иэмицу – усыпальницей Тайюинбё – олицетворяет безграничную мощь и благополучие клана Токугава. Каждый год, 17 и 18 мая, на Великом празднике воссоздается зрелищная картина погребения Иэясу в Тосёгу. В этой церемонии участвуют более тысячи священников и воинов, проходящих красочной процессией по землям святилища в сопровождении конных лучников. В первый день проходят состязания по стрельбе из лука верхом, а во второй – костюмированная инсценировка переноса останков Иэясу. На это стоит посмотреть, как и на более скромное торжество 17 октября. Правда в октябре лучников уже не будет и всё действо займет половину дня, но зато оно совпадает по времени с красочным праздником «Зажжем Никко» (16-20 октября), во время которого все основные храмовые постройки подсвечиваются ночью.
ТОСЁГУ и художественный музей НИККО ТОСЁГУ
Обрамленная деревьями аллея Омотэсандо поднимается к главному входу в Тосёгу. Путешественникам предстоит пройти через огромные каменные тории (оригинальный фрагмент постройки 1617 года), по левую сторону выситься впечатляющая красно-зеленая пятиярусная пагода, построенная в 1819 году на месте сгоревшего в 1650 году оригинала. Впереди ворота Омотэмон, вход в святилище Тосёгу, здесь продаются билеты – комбинированные или только для осмотра Тосёгу и помещения с фигуркой спящей кошки.
На территории святилища находятся Три священные кладовые (сандзинко) и Конюшня Священной лошади (синкюся). Перед ней обычно толпятся фотографы, желающие запечатлеть на память барельеф с тремя знаменитыми обезьянками – «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла», символизирующих три главных принципа буддийской секты Тэндай. Ещё выше, на главной дороге стоят, 11-метровые ворота Ёмэймон (Ворота солнечного света), покрытые позолотой и отделанные многоцветной резьбой. Панели на боковых колоннах изображают фантастические цветы и птиц. Перед воротами, посередине каменного пруда, стоят барабанная и колокольная башни, а позади них – Хондзидзо. Этот небольшой павильон – часть буддийского храма Риннодзи, наиболее интересное в нем изображение «ревущего дракона» на потолке. Если хлопнуть в ладоши, стоя прямо перед драконом, эхо возвращается к вам его рёвом.
Менее выразительная скульптура спящей кошки (нэмури нэко) перед воротами Сакаситамон. За воротами начинается древняя каменная лестница, она ведет вверх к наудивление скромной гробнице Иэясу посреди сосновой поляны – единственное место в святилище, где не бывает многолюдно.
Прямо перед воротами Ёмэймон – белые с золотом ворота Карамон, ведущие в молитвенный зал Хайдэн. Боковой вход в зал справа от ворот, здесь надо снять обувь и нельзя фотографировать. Внутри можно спуститься в Хондэн – главный зал святилища, сохранивший прекрасную оригинальную отделку. Возвратившись через ворота Ёмэймон, вы минуете Дзинъёся – строение, где хранятся микоси (миниатюрные святилища), их устанавливают на носилки и проносят во время весенних и осенних фестивалей в Тосёгу.
Но прежде чем покинуть святилище Тосёгу, посетите художественный музей Никко Тосёгу в конце храмового комплекса. Простая деревянная постройка в традиционном стиле раньше служила главной конторой святилища: в 1928 году здесь разместился музей. Скользящие двери и ширмы музея расписаны лучшими художниками Японии и составляют одну из лучших в стране коллекций этих произведений искусства.
Недалеко от музея территория Мэйдзи-но-яката – загородной виллы американского торгового представителя Хорна (начало ХХ века). Различные строения, окруженные деревьями и прекрасными садами, сегодня приспособлены под специализированные рестораны.
Аллея криптомерий
К святилищу Тосёгу в Никко ведёт знаменитая «Аллея криптомерий». Это дерево по-японски называется суги, что означает «прямое дерево». Другое название криптомерии – «Японский кедр». Аллея была засажена криптомерией более 370 лет назад крупным князем-феодалом, находившимся под особым покровительством сёгуна Иэясу. Аллея состоит из трёх дорог, которые тянутся на 37 км. и сходятся в Имаити. Посадка деревьев заняла более 20 лет. Когда-то их было высажено более 40 000, но за 370 лет более половины деревьев было уничтожено, и сегодня их осталось только 13 тысяч.
Согласно народной легенде, князь, посадивший деревья, не мог себе позволить делать богатые подношения в святилище, подобно тем, что делали другие богатые феодалы. Поэтому он предпринял менее дорогостоящую, но более трудную работу по высаживанию деревьев на территории святилища и вдоль дорог от священного моста до некоторых близлежащих деревень. С течением времени именно его вклад стал самым памятным.

«Не говори ни о чём, что это прекрасно, пока не увидел Никко», так говорят в Японии об этом городе.

Городок Никко находится в 130 км от Токио. Главной достопримечательностью является синтоистское святилище Тосёгу – место упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Иэясу Токугавы. Комплекс состоит из нескольких храмов. Хондэн – основной зал святилища, где находится в вечном покое дух Иэясу Токугавы, бронзовая пагода Ходо, под сводами которой хранится прах полководца, храм Риннодзи, который считается самым крупным деревянным сооружением в Никко. Именно в этом храме находится знаменитый Зал Трёх Будд. Трёхметровые изваяния святых буддийского пантеона – Будда Амида-Нёрай, тысячерукая Каннон, Ботон-Каннон – восседают на постаментах в виде лепестков лотоса.

Никко – это ещё и национальный парк. Озеро Тюдзэндзи и великолепный вид на один из красивейших водопадов Японии Кэгон оставят неизгладимое впечатление от посещения.

Находясь в Никко, можно посетить музей под открытым небом Эдо-Мура (Деревня времён Эдо). Вы ознакомитесь с условиями быта князей и самураев средневековья. Дом ниндзя, в котором проводятся показательные бои представителей этой некогда популярной в Японии профессии, и сценическая площадка, на которой выступают актеры театра Кабуки, не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.

НИККО - небольшой городок (20 тыс. жителей), расположенный в 130 км к северо-востоку от , и одновременно - известный национальный природный парк, занимающий огромную территорию (1402 тыс. кв. км) и отличающийся неповторимыми ландшафтами и пейзажами. Это горная страна с величественной снежной вершиной Нантайсан и озером Тюдзэндзи, из которого берет свое начало водопад Кэгон .

Свою известность Никко приобрел еще в VIII веке, когда здесь обосновался монах Сёдо (735-817) - сторонник аскетических путей совершенствования духа. Тогда этот район еще оставался уголком дикой неосвоенной природы, и монаху потребовалось немало сил и упорства, чтобы подыскать достойное место для будущего храма. Заметив на вершине горы Нантайсан (Nantaisan) пятицветные облака, монах воспринял это как указание богов. Но путь к вершине ему преградила бурная горная река Дайягава (Daiyagawa). Сёдо обратился за помощью к богам, и те прислали монаху двух священных змей - красную и синюю, которые, сплетясь над водой, образовали мост, ведущий на другой берег. Трудно сказать, насколько эта легенда отражает действительную историю, но первый настоящий мост был построен здесь лишь в 1636 году, когда в этих местах уже полным ходом шло строительство культовых сооружений, связанных с увековечиванием памяти Иэясу Токугавы (Ieyasu Tokugawa) - одной из ярчайших фигур японской истории. Мост получил название Синкё (Shinkyo) - Священный мост в память о чуде с монахом Сёдо. Это сооружение представляет собой деревянный, выкрашенный в красный цвет горбатый мостик 28 м в длину и 7 в ширину, опирающийся на два каменных основания в виде арок прихрамовых ворот (тории).

Сохранить его со времен средневековья в неприкосновенности не удалось. В самом начале XX века вздувшаяся после продолжительных дождей Дайягава снесла мост, но его вскоре восстановили, сохранив прежний облик. Сначала Священным мостом могли пользоваться лишь родственники похороненного здесь великого сёгуна и специальные посланники от императора. После окончания Второй мировой войны правила смягчились, и по доскам Синкё зашаркали подошвы простых японцев, но лишь в дни специальных храмовых праздников, когда через реку по мосту стали переправляться пышные процессии. А в обычные дни воспользоваться мостом можно за плату.
У выхода с моста приезжих встречает памятник князю Масацуна Мацудайре (Masatsuna Matsudaira), чьими усилиями воздвигнут храмовый комплекс и посажены тянущиеся на 40 км великолепные аллеи криптомерий, сохранившиеся до наших дней. Отсюда каменные ступени поведут приезжего к вершине холма, где воздвигнуты известные всему миру храмы.

На склонах высоких холмов и на вершинах гор здесь в течение столетий создавались многочисленные буддийские храмы и синтоистские святыни. Здесь же находится усыпальница великого сёгуна - Токугава Иэясу - и посвященный его памяти храмовый комплекс Тосёгу.

Храмовый комплекс Тосёгу

К Тосёгу ведет дорога Омотэсандо (Omotesando). Не доходя до ворот святилища можно посетить храм Риннодзи (Rinnoji), принадлежащий буддийской секте Тэндайсю. В прошлом настоятелями этого храма становились лишь мужчины, принадлежавшие к императорской семье. Его основной зал - Санбуцудо (Sanbutsudo - Зал Трех Будд) - считается самым крупным деревянным сооружением в Никко. Внутри расположились три трехметровых изваяния святых буддийского пантеона, восседающих на лепестках лотоса. В центре - Будда Амида-Нёрай, справа - тысячерукая Каннон (на самом деле у статуи 40 рук, но каждая из них наделена способностью утолять 25 печалей), а слева - Бато-Каннон, покровительница животных, о чем напоминает головка лошади, врезанная в лоб статуи.

Святилище Тосёгу - место упокоения великого полководца и государственного деятеля, сёгуна Иэясу Токугавы (1543-1616), сумевшего на рубеже XVII века не только захватить высшую власть в Японии, но и положить конец истощавшим страну кровавым междоусобицам. Немало усилий пришлось приложить сёгуну, чтобы обескровить рвущихся к власти крупных феодалов-даймё. И его желание иметь пышную усыпальницу в Никко, как утверждают, было продиктовано не столько любовью к роскоши, сколько заботой о том, как и после смерти не позволить местным князьям сбросить с себя узду центральной власти. По воле умиравшего сёгуна все даймё были обязаны принять самое активное участие в строительстве усыпальницы Иэясу. Легенда гласит, что работы по возведению мемориального комплекса продолжались два десятилетия. На самом деле стройка шла всего 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). Ежедневно в работах по возведению комплекса было занято около 9 тысяч человек, а на все потребовалось 4 541 230 человеко-дней. Лучшие художники и ремесленники были собраны со всей страны.

Чтобы попасть на территорию мемориала, надо пройти под гранитными воротами высотой в 9 метров. Сразу у входа возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом Токугавы (три листа мальвы) и знаками Зодиака. Каждый из ярусов символизирует один из основных элементов бытия - ветер, воду, землю, огонь и небо. С третьего этажа на канатах свисает огромное бревно, маятниковые колебания которого во время землетрясений и штормов позволяют 35-метровой башне сохранять устойчивость.

Рядом со стеной лежит огромный валун, именуемый Глупым камнем. Столь уничижительное название он получил потому, что строители так и не сообразили, каким образом применить его к делу.

Далее дорога, пройдя под Внешними воротами Нёмон (Nyomon), охраняемыми фигурами двух Царей-Дэвов, ведет мимо древних складских помещений, где хранится праздничный реквизит для ежегодных торжественных шествий, проводимых 18 мая и 17 октября, и единственного не покрытого лаком здания в пределах Тосёгу - Священной конюшни. В синтоистских храмах обычно содержалась лошадь, на которой "ездило" божество. Художественное оформление стен этого, казалось бы, сугубо служебного здания никого не оставляет равнодушным. Дело в том, что в средневековой Японии считалось, что обезьяны способны охранить лошадей от заболеваний. Поэтому стены Священной конюшни богато декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян, но весьма назидательных для людей. На одной из панелей изображены три мартышки в характерной позе - "не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла".

Далее паломники проходят под вторыми воротами, выполненными из бронзы. Их высота - 6 метров. Основания двух колонн выполнены в виде лепестков лотоса. Здесь следует омыть руки и прополоскать рты водой из священного источника в знак ритуального очищения от мирской скверны.

Рядом с источником находится Священная библиотека, где в крутящемся книжном шкафу хранились тысячи томов буддийских сутр.

Поистине уникальное сооружение в Тосёгу, на изучение которого можно потратить немало времени, Ёмэймон (Yomeimon - Ворота Солнечного света). Недаром у ворот есть и второе название - Хигурасиномон (Higurashinomon - Ворота сумерек): посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого. Великолепное с точки зрения архитектуры, оно не менее изумляет своим внешним декором. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов, перемежаемыми замысловатыми геометрическими узорами. Работа резчиков была столь восхитительной, что одна из задних колонн намеренно украшена резьбой, выполненной как бы вверх ногами. Это не ошибка. Мастера хотели, чтобы их работой могли полюбоваться сами боги с небес. Ёмэймон считается национальным сокровищем.

Раньше посетителям более низких рангов было дозволено приближаться к святилищу только до ворот Ёмэймон. Далее допускались лишь знатные паломники, оставившие у ворот свое оружие.

Чтобы попасть в сам храм, нужно пройти еще под одними воротами - Карамон (Karamon - Китайские ворота), столь же пышно изукрашенными изображениями цветов и драконов. Тут придется снять обувь (это обязательное условие для посетителей храма) и воздержаться от фотографирования.

Спустившись и поднявшись по нескольким ступенькам и пройдя длинным коридором, вы окажетесь перед входом в Хондэн (Honden - Основной зал святилища). Его двери обычно закрыты для посетителей, ведь там расположен алтарь Гокудэн (Gokuden), где покоятся обожествленные духи великих государственных деятелей Японии Иэясу Токугавы, Хидэёси Тоётоми (Hideyoshi Toyotomi) и Ёритомо Минамото (Yoritomo Minamoto), сыгравших важные роли в становлении японского государства. Духи Хидэёси и Минамото, хотя и считаются в синтоистском пантеоне менее значительными божествами, были "переселены" в святилище, чтобы сопровождать основное божество (сказывается влияние буддийского образа-триады). Комнату может открывать только верховный жрец по случаю религиозной церемонии. Здесь собрано немало шедевров изобразительного искусства, выполненных выдающимися мастерами страны.

Святилище низким проходом соединено с молельней. На ее ступеньках стоят пять подносов с едой и две бутылки рисового вина сакэ. Их священники каждое утро приносят для Иэясу, а вечером уносят.

О нежелательности любых внешних раздражителей, способных нарушить покой божественных духов, свидетельствует и изображение спящей кошки (Nemurineko) над боковым проходом. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему свято выполнять свои обязанности - в храме никогда не отмечалось появления мышей. Как утверждают, авторство этого барельефа принадлежит известному японскому скульптору Дзингоро Хидари (Jingoro Hidari). Его настоящая фамилия была Итами. Но прозвище Хидари (левый) он получил якобы после того, как один из конкурентов из зависти отрубил мастеру правую руку. Поэтому спящую кошку для храма Тосёгу мастер изваял левой рукой. Впрочем, и сам скульптор, и случавшиеся с ним истории скорее мифологичны.

Выйдя во двор, поднявшись по 200 каменным ступеням и пройдя несколько ворот, вы окажетесь перед небольшой, выполненной из бронзы пагодой Ходо (Hodo). Именно здесь хранится прах Иэясу Токугавы. Возможно, вам бросится в глаза, что могила выдающегося воина и государственного деятеля украшена гораздо скромнее, нежели Хондэн, где покоится его дух. В этом нет ничего странного. Дух умершего становится "ками" - божеством, а могила - лишь место погребения праха смертного человека.

Завершив свой земной путь, Иэясу Токугава получил пышное посмертное имя - Тосё Дайгонгэн (Великая реинкарнация Будды Якуси-Нёрай, освещающая Восток). Соответственно, и архитектурный стиль, в котором были выполнены храм и мавзолей в Никко, с тех пор называется гонгэн-дзукури. Последующие сёгуны клана Токугава ввели в традицию ежегодное паломничество в сопровождении многочисленной свиты к могиле своего доблестного предка, точно так же, как члены Императорского дома издревле посещают храм Исэ, посвященный их прародительнице, богине Солнца Аматэрасу. Позднее местные даймё стали воздвигать в своих владениях миниатюрные храмы и мавзолеи памяти славного сёгуна, также получавшие название Тосёгу. Всего их было построено по всей стране более ста. 18 мая и 17 октября во всех Тосёгу отмечаются храмовые праздники с впечатляющими парадами сотен людей, одетых в наряды самураев и даймё времен сёгуната.

Храм Дайюинбё

В нескольких минутах ходьбы от могилы Иэясу Токугавы расположен храм Дайюинбё (Daiyuinbyo) с мавзолеем его внука Иэмицу (Iemitsu). В отличие от Иэясу, внука не обожествляли в синтоистском пантеоне, поэтому мавзолей не называют святилищем. Он несколько скромнее по масштабам, но выполнен в том же стиле гонгэн-дзукури, пышно декорирован золотом, резьбой по дереву, скульптурными изображениями. Хотя Дайюинбё - храм синтоистский, в нем легко можно обнаружить присутствие богов и символов буддийского пантеона. В декоре преобладают китайские мотивы - с киринами, львами, тиграми, драконами и цветами.

Храм Футарасан

Осмотр храмового комплекса в Никко можно закончить знакомством с храмом Футарасан дзиндзя (Futarasan Jinja). Это самое старое здание в Никко, построенное в 1617 году. Долгие годы храм принадлежал секте Сюгэндо, искавшей пути спасения души в аскетизме горных отшельников. Со временем храм разросся, и его отдельные сооружения были разбросаны по окрестностям Никко. В дни праздника Яёи мацури (13-17 апреля) на территории Футарасан дзиндзя проводятся представления ритуальных танцев кагура. Но при желании любой паломник может заказать исполнение танца кагура и в другие дни за умеренную плату. Святилище Футарасан отражает идею синтоистского поклонения природе.

Озеро Тюдзэндзи и водопад Кэгон

От храмовой зоны либо от железнодорожного вокзала Никко можно за несколько минут добраться автобусом до озера Тюдзэндзи (Chuzenji). Остановка называется Тюдзэндзи онсен (Chuzenji onsen). Здесь создана целая туристическая зона с бесчисленными сувенирными лавками, ресторанчиками, яхт-клубами и даже банями на горячих источниках.

Автомобильная дорога ведет вниз по склону, названному Ироха-дзака (Iroha-zaka). И, ро, ха - первые три буквы японской азбуки, насчитывающей всего 48 знаков. Столько же поворотов делает и дорога, серпантином спускающаяся к озеру. Берега озера Тюдзэндзи особенно красивы ранней весной, когда окружающие горы покрываются бледно-розовым туманом цветущей сакуры, либо в октябре, когда краснеющие листья кленов заставляют поверить, что окрестные леса охватил яростный пожар. От причала регулярно отходит катер, за 20 минут и 510 иен перевозящий желающих на другой берег. Впрочем, здесь великолепны и пешие прогулки. Всего в пяти минутах ходьбы от Тюдзэндзи онсэн открывается великолепный вид на один из красивейших водопадов Японии - Кэгон (Kegon). Его высота - 97 метров. Для остроты впечатлений можно воспользоваться за 530 иен подъемником, который позволяет наблюдать за низвергающимися потоками воды. Самый полноводный период - с апреля по ноябрь. В засушливый сезон падающая струя может иссякнуть, хотя существует целая система подкачки воды насосами через подземную трубу. Не менее впечатляющее зрелище Кэгон представляет собой и в суровую зиму, когда его струи замерзают ледяными наплывами и каскадами.

Великолепными видами окрестностей можно полюбоваться и сверху - из кабин канатных дорог, поднимающихся на горы Тянокидайра (Chanokidaira) и Акэтидайра (Akechidaira). В Национальном парке находится великолепный Ботанического сад, 10 минут автобусом от городского вокзала, где собрано более 2 тысяч видов альпийских растений.

Любоваться цветами во все времена года люди приезжают в Никко. В самом конце зимы неподалеку от деревянного строения старинного храма Рицуин первыми зацветают японские сливы. В середине апреля сливу сменяет цветущая сакура. Здесь, около Рицуин, есть и 200-летние вишневые деревья. Их цветы имеют своеобразный золотистый оттенок. Это особый, редкий вид сакуры - конгосакура.

Множество людей приезжает в Никко осенью для того, чтобы наблюдать красоту пламенеющей листвы кленов. Обычай любования алыми листьями кленов, момидзигари, восходит к осеннему празднику урожая. Когда-то в старину после уборки урожая жители деревень собирались вместе, водили хороводы, украшали друг друга венками из алых листьев, ветвями кленов убирали свои дома. На этих празднествах складывались песни о красоте природы, о любви.

В празднествах, фестивалях и многолюдных процессиях, проводимых ежегодно в Никко, можно наблюдать все тот же синкретизм религиозных представлений японцев, тесное переплетение буддизма, синтоизма, культа предков, а порой и более древних верований. Одним из наиболее грандиозных празднеств храма Тосёгу является фестиваль Сэннин-гёрэцу ("Процессия, состоящая из тысячи человек"), который проводится в Никко ежегодно 17-18 мая уже более 350 лет, начиная с 1617 г.

Многолюдно бывает вНикко и в начале августа, когда тысячи паломников в белых одеждах, простых соломенных шляпах и сандалиях поднимаются к озеру Тюдзэндзи для того, чтобы омыться в его холодных водах и посетить буддийские храмы, расположенные по его берегам. В ночь на 3 августа большие группы людей с посохами и факелами в руках поднимаются на священную вершину горы Нантайсан, чтобы поклониться святыням, там они и встречают восход.

Посетив Никко, можно час-другой провести в музее под открытым небом Эдо-мура (Деревня времен Эдо). Здесь можно ознакомиться с условиями быта князей и самураев средневековья. В число аттракционов входит и т.н. Дом ниндзя, где для зрителей регулярно проводятся показательные бои представителей этой некогда популярной в Японии профессии - шпионов и тайных убийц. В рамках музея работает сценическая площадка, на которой выступают актеры театра Кабуки, разыгрывающие классические пьесы.

"Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко", - гласит старинная японская поговорка.

Храмы и святилища Никко открыты:
апрель-октябрь ежедневно с 08:00-17:00 (зимой до 16:00).
Вход платный (можно покупать билеты в каждый храм, но гораздо дешевле купить единый билет, дающий право посещения всех достопримечательностей, за исключением Нэмури-Нэки (Спящей кошки).

Туристический информационный центр Никко: 81 0288/53-3795. Находится на вокзале.
Как добраться: сесть на станции Тобу Асакуса на поезд линии Тобу Никко. На экспрессе дорога займет 2 ч, а на скором поезде (кайсоку) на 15 мин больше, но билет вдвое дешевле. При наличии единого билета JR можно воспользоваться услугами этой ж/д компании, но это медленнее и менее удобно. Вы садитесь на Тохоку синкансэн на станции Уэно и на станции Уцумомия делаете пересадку на отходящий каждый час поезд до Никко .

Никко – это место последнего упокоения Иэясу, основателя сёгуната Токугава, скончавшегося в 1616 г. После смерти императорский двор объявил его богом, и впоследствии он стал известен как Тосё Дайгонгэн («Великое воплощение, озаряющее собой Восток») , Годом позже останки Иэясу торжественной процессией были доставлены сюда, на территорию основанного восемью столетиями раньше религиозного центра. При жизни Иэясу сделал себя всевластным повелителем Японии. Его собственные феодальные владения в состоянии были прокормить и дать кров 2,5 млн человек. Тосёгу (ежедневно апрель - октябрь 8.00-17.00, ноябрь - март 8.00-16.00) - погребальный комплекс, который он повелел возвести в свою честь, великолепен.

Добираться до Никко из Токио лучше всего на поезде по линии «Shinkansen» Японских железных дорог со станций Токио или Уэно с пересадкой в Уцуномии или по линии «Tobu» на «Limited Express» из Асакусы. Время в пути около 2 ч. Сам городок Никко - по преимуществу одна длинная авеню, связывающая вокзал со святилищем Тосёгу.

Хотя по духу Никко очень японский город, он также испытал на себе влияние других наций. В главном святилище выставлены статуи трех китайских персонажей, а также скульптурные изображения мандаринов - плодов неизвестных в те времена в Японии. Многие архитектурные сокровища Никко были созданы корейскими мастерами.

Комплекс Тосёгу

После короткой поездки на автобусе с привокзальной площади вы окажетесь у красного лакового «священного моста» Синкё длиной 28 м, перекинувшегося через реку Дайя.

Отсюда начнется знакомство с Тосёгу. Согласно легенде, мост отмечает место, где в 766 г. буддистский священник Седо переправился через реку на двух огромных змеях, чтобы основать храм, позже превратившийся в храм Рин-нодзи. Вход в комплекс святилища открывается через дорогу за мостом. Каменные ступени лестницы сначала приведут вас к храму Сёдо.

Риннодзи принадлежит к буддистской секте тэндай. Главный зал, именуемый Санбуцудо, с его почти чувственной цветовой гаммой - черный, зеленый и алый - датируется 1648 г. и является крупнейшей самостоятельной постройкой Тосёгу. Внутри находятся три огромные, покрытые золотистым лаком статуи высотой 8 м, представляющие три разные сущности Будды. В центре - Амида Ниорай, Будда, ведущий верующих в рай; справа - богиня милосердия Сэндзю (Тысячерукая) Каннон; слева - Бато-Каннон, изображаемая с головой лошади и воспринимаемая как защитница животных. К северу от главного зала располагается Гоотендо - малый храм, в котором верующие пишут свои просьбы о здоровье и благополучии на деревянных дощечках, позже сжигаемых, чтобы молитвы вознеслись к небесам. Южнее находится резиденция настоятеля (традиционно принца крови) с восхитительным садом в стиле периода Эдо.

Покинув Риннодзи с западной стороны, вы окажетесь на широкой аллее Омоте-сандо, ведущей в гору к самому святилищу. Обратите внимание на памятник даймё Мацудаире Масатане, доверенному слуге Иэясу. Мацудаира более 20 лет занимался высаживанием величественных криптомерий (японских кедров) на территории святилища и вдоль идущей к нему 64-км дороги. К сожалению, большая часть этой дороги утрачена. Несколько участков уцелело к востоку от города, где многие из 13 тыс. деревьев по-прежнему стоят благодаря поддержке корпоративных спонсоров.

В верхней части Омоте-сандо слева стоит пятиярусная пагода святилища, украшенная 12 знаками азиатского зодиака и тремя штокрозами - символом клана Токугава. Отсюда каменные ступени ведут к первым воротам Тосёгу, Омотемон, охраняемым двумя окрашенными в красный цвет грозного вида небесными царями-дэвами. В первом дворе располагается конюшня священного белого коня святилища. Резное панно над дверью изображает знаменитую группу из трех обезьян - «Не слышу зла, не вижу зла, не говорю зла!», - ставшую символом Никко и фигурирующую практически на всех местных сувенирах. В дальнем конце двора находится Киодзо (библиотека сутр) , где в огромном вращающемся шкафу хранятся порядка 7000 священных книг буддизма. Библиотека недоступна для посетителей.

С приближением ко второму пролету каменных ступеней справа вы увидите колокольню и высокий бронзовый канделябр, а слева - башню барабанов и вращающийся бронзовый светильник. Оба изделия из бронзы были в XVII в. подарены голландским правительством в благодарность за особые привилегии, предоставленные его торговцам в период изоляции Японии. Дальше слева возвышается храм Якуси-до в честь Будды-исцелителя.

Двухъярусные ворота Ёмэймон, или Ворота солнечного света, в верхней части лестницы - подлинный шедевр Тосёгу, по праву причисленный к национальным сокровищам страны. Они представляют собой высшее выражение пышного стиля периода Момояма, вдохновленного скульптурой и архитектурой китайской династии Мин. Колонны цвета слоновой кости высотой 11,3 м, балки и карнизы, покрытые резьбой с изображением драконов, фениксов, львов и тигров на фоне облаков, пионов, китайского шалфея и ангелов, - все золоченое и окрашенное в красный, золотистый, синий и зеленый цвета. Справа и слева от ворот - облицованные панелями галереи, также украшенные резьбой и расписанные сценами живой природы: соснами и сливовыми деревьями, полевыми и водоплавающими птицами.

За воротами слева находится Микоси-гура - хранилище портативных святилищ, используемых в процессиях проходящего два раза в год (17-18 мая и 17 октября) фестиваля Тосёгу. Справа расположен Кагураден - зал, в котором исполняются ритуальные танцы в честь богов и где за небольшую плату пары могут заказать синтоистскую свадебную церемонию со звуками флейт и барабанов, участием незамужних жриц святилища.

Напротив Ёмэймона через двор стоят Карамон (Китайские ворота) - официальный вход во внутреннее святилище. Постройка, как и Ёмэймон, имеет статус национального сокровища и столь же обильно покрыта резьбой и живописно раскрашена. Стены по обе стороны ворот заключают в себе хонден (главный зал) святилища. Вход - справа. Здесь входящие снимают обувь (пользуясь ящичками) для посещения части зала, именуемой хайденом (молельней) . Дальше пройти нельзя, так как в дальнем конце молельни находятся найдзин (внутренняя комната) и най-найдзин (самая внутренняя комната) , где покоится дух Иэясу. Здесь нашли упокоение две другие достойные личности - воспитатель Иэясу Тойотоми Хидеёси и великий воин XII в.

Минамото-но Ёритомо, основатель сёгуната Камакура, которого Иэясу объявил своим предком.

Далее вы приблизитесь к еще одной иконе Тосёгу - знаменитым Воротам спящей кошки. Говорят, что сама кошка над входом - произведение Хидари Дзингоро, легендарного мастера-резчика периода Токугава. Отсюда 207 каменных ступеней вознесут вас через прекрасный кедровый лес к могиле Иэясу Токугавы, именуемой Хото. Подняться стоит, хотя бы только ради открывающегося вида, деревьев и прохладного бурного потока. Сама могила в виде миниатюрной бронзовой пагоды с прахом великого сёгуна ничего особенного из себя не представляет.

Короткая прогулка к западу от Тосёгу - безусловно, старейшая из традиций этого священного места. Футарасан-дзиндзя (ежедневно апрель - октябрь 8.00-17.00, ноябрь - март 9.00-18.00) -- синтоистское святилище, основанное в VIII в. в честь Окунинуси-но-Микото (бога рисовых полей) , его супруги и их сына. В одном углу участка стоит бронзовый светильник «Призрак» высотой около 2,3 м. Глубокие зарубки в бронзе были сделаны дежурившими в святилище стражниками, верившими, что по ночам светильник превращается в гоблина. Такой была потрясающая мощь японского меча, к тому же, вероятно, усиленная суеверием японцев.

Внук Иэясу и третий сёгун рода Токугава Иэмицу (1603-1651) отторг здание у Тосёгу. Здесь в Дайу-ин, к западу от Футарасана, он и упокоен. Меньший по размерам Дайу-ин тем не менее является более внушительным мавзолеем, стоящим на поросшем лесом склоне холма. К нему ведут три марша каменных ступеней и пять декоративных ворот. Самые величественные стоят на самом верху лестницы и известны как Ясамон (Ворота демониц) , названы они так по фигурам в четырех их альковах. Святая святых святилища, отнесенная к числу национальных сокровищ, имеет золоченый и лакированный алтарь высотой около 3 м с деревянной фигурой сидящего Иэмицу, который сверху взирает на свое великое творение.