Талабские острова, в гости к старцу николаю гурьянову. Остров Залит. Сюда приезжают с болью в сердце, а уезжают окрылёнными Остров залит псковская

Талабские острова, в гости к старцу николаю гурьянову. Остров Залит. Сюда приезжают с болью в сердце, а уезжают окрылёнными Остров залит псковская
Талабские острова, в гости к старцу николаю гурьянову. Остров Залит. Сюда приезжают с болью в сердце, а уезжают окрылёнными Остров залит псковская

Наше маленькое путешествие на остров Залит получилось совсем не так, как мы запланировали, но не менее интересно. В прошлом году мы ездили в Псков и на Талабские острова с экскурсией, в этом решили добраться самостоятельно и остаться на острове на несколько дней. Путевые заметки я написала ночью в поезде, во время получасовой остановки на станции.

До Пскова ежедневно идет замечательный фирменный поезд Псков-пасс, вечером садишься на Ленинградском вокзале и уже утром — там. В 7.30 утра мы вышли в Пскове и попытались поймать такси до Толбы, село находится в 40-км от города и оттуда можно добраться до островов.

Подъезжаем к Толбе, высаживаемся и оказываемся среди кучки местных рыбаков, которые в плащ-палатках грузят утренний улов рыбы. Говорят, рейсовый катер сломался и неизвестно когда будет. Просим отвезти нас до Залита, подходит главный — высокий загорелый рыбак с выжженым солнцем лицом и добрым прищуром, договорились, одеваем спасательные жилеты и садимся в моторную лодку. Ревет мотор, рассекая волны по глади озера, мы подскакиваем на лодке, пытаясь удержаться и вода такая серо-желтая, темная, сырая.

Подплываем к Залиту. Пасмурно и моросит мелкий дождь, тяжелые облака нависли над островом и похожи на зимние, наполненные снегом. В воздухе пахнет осенью и последними, октябрьскими георгинами. Изначально мы планировали сходить только на могилку старца Николая Гурьянова и поехать дальше, на остров Белов. Но только сошли с лодки на Залит сразу решили, что останемся здесь.


Где будем жить, у кого поселиться? Ничего не знаем, дождь, вокруг никого, идем к Храму. Я чувствую себя странницей, из вещей только рюкзак, две книги да пакет с сухарями и монастырскими пирожками на случай, если поесть не придется. Мысленно прошу послать нам добрую хозяйку-бабульку, чтобы и накормила или хотя бы чаю горячего дала. Храм еще закрыт, мимо пробегает женщина в черном, у нее спрашиваем где нам можно остановиться переночевать. Она продолжает бежать мимо нас, отвечая на ходу — идите к Нине, она подскажет. После Нины мы идем к Тамаре, а потом оказываемся на крыльце у бабушки Тани, там и поселились в бывшем хлеву, с умывальником из скважины и деревенским туалетом на улице.

Положили вещи и сразу в Храм, там в 10 утра начался молебен и освящение меда, первый медовый Спас. Батюшка Николай и все знакомые с прошлого года лица, ничего не поменялось и иконы все те же, старинные и расшитые бисером. Встретили паломников, несколько женщин из Москвы, они приехали сюда на три недели. Спрашиваю у них: ″а что так долго здесь делать?″)). ″Как что, — с удивлением отвечает одна, — мы здесь купаемся, дышим воздухом да грехи свои замаливаем за всю жизнь нашу грешную″.

Надышались деревенским воздухом, насмотрелись на пенные волны псковского озера и разбитые рыбацкие лодки на берегу, наслушались как кричат чайки и мерно скрипит им в унисон ржавый трейлер… пришли в свою ″келью без окон″ и под мерный шум дождя заснули богатырским непробудным сном. Просыпаемся, кругом полная темнота и света нет, а дождь все моросит и моросит. Идем к бабе Тане, она и говорит: ″Несчастливые вы девочки, мало того что дожди проливные начались сегодня, так еще и свет отключили. Звонила в город, сказали что пока найдут по болотам аварию, может и несколько дней пройдет. И вода сейчас кончится, у нас как свет отключают, так и вода кончается″.


Сбегали мы в магазин за парафиновыми свечками для бабы Тани и себе взяли десяток, вымокли все насквозь под дождем, а в хлеву нашем совсем холодно стало. Сжалилась над нами баба Таня, позвала к себе в дом, где посветлее. Сидим в доме у бабы Тани, едим картошку с луком, которую она нам нажарила, целую чугунную сковороду. Картошка такая вкусная, я в жизни такой не ела! Заводим осторожно разговоры, спрашиваем знала ли она старца Николая Гурьянова.

— Да его в деревне все знали! Всех он принимал пока на ногах стоял, и помогал всем! Я сама к нему три раза ходила. Однажды случился у меня перелом позвоночника, страшная болезнь и я вылечиться никак не могла. Только полежу две недели в больнице, вернусь домой и так болеть начинает, что снова в больницу. Не выдержала, в выходные сбежала из больницы и сразу к батюшке Николаю! А он и говорит, забирай все документы и ехай домой, поправишься. И с того дня я действительно, стала помаленьку поправляться и вот уже 30 лет живу, молитвами отца Николая!

— А молитва у него очень сильная! Сын мой потерял все документы на три отцовых машины и права, очень боялся гнева отца! Говорил что права-то ладно, их можно переделать, а как папа ругаться будет за документы! Весь дом перекрыли, все вверх дном подняли, а они как сквозь землю провалились. Я к батюшке Николаю пошла, сказала ему о своем горе-то, а он взял меня за плечи и говорит — иди, найдутся твои права. Прихожу домой, а права то нашли! За пианино щель была в полу, и лежали они в щели словно кто воткнул туда всю пачку, соседка их и нашла. Пришла в дом и первым делом спрашивает — ″а что это у вас там за бумажки в полу торчат?″ Вот какая молитва сильная, полчаса и не прошло!

— И сына мне помог батюшка найти. Пропал сын под Новый год, день его нет, два дня нет, уже не знаем куда звонить и что делать. Пошли к батюшке, он сказал — вернется твой сын, не переживай. Не успела до дома дойти, а он и домой пришел уже!

— А приехали ко мне тут семья одна. Бедная семья, из погорельцев, только одна машина и есть, даже жить негде. Ходили несколько раз на могилку Николая, прикладывали какие-то документы все, просили дом помочь построить. И приезжают через два года, такую домину отстроили близ Дивеево, говорят все батюшка помог им! Вот как бывает-то, каждый просит и всем помогает он. Сильная молитва у него, очень сильная.


Вечереет, дождь немного утих. Идем к батюшке Николаю на могилку, дорогу размыло и в воздух пахнет укропом и солеными огурцами, и рыбой. Заходим на кладбище, стая голубей стремительно вылетает из-под ног. Удивительно что голуби, городские птицы, живут здесь на острове и нигде их нет кроме как рядом с могилкой. Домик старца закрыт, его открывают только по утрам, когда паломники с Большой Земли приезжают. На обратном пути заходим к Тамаре, покупаем у нее копченого жирного леща за 200 рублей. Спрашиваем, не коптят ли жидким дымком? ″Что на нас креста разве нет? Вон ольховые поленья, приходите завтра утром, мы снова коптить будем, посмотрите. Будет судак и лещ, он пожирнее и теплый очень вкусный″.

Вечером снова сидим у бабульки в доме, отогреваемся горячим чаем, едим леща и угощаемся медом. Мед у нее необыкновенный, ароматный, со вкусом пчелиных сот. Спрашиваем, где здесь на острове купить хорошего настоящего меду? У меня, говорит баба Таня, у одной из всего острова ульи поставили на огороде. Приезжает из города специалист, наблюдает за новой породой пчел, а мне весь мед отдает, что насобирают за лето. Пчелы ругаются, когда мед у них отбирают, злятся, а потом новый к осени наносят.

Возвращаемся в свою келью, пить чай с сухарями. Зажгли свечи, читаем книги а пауки мирно плетут свои сети на ночь. Дождь усиливается и снова барабанит по крыше, света не дали и воды тоже нет. Смиряемся и ложимся спать, вещи все мокрые, даже просушить негде.



Последним утром с паломниками идем в домик где при жизни жил батюшка Николай Гурьянов. В прошлом году мне казалось ничего нет здесь, а в этом — каждая икона на стене знакома, и как же много у него икон Царских мучеников! Света по-прежнему нет, катер сломан, с острова не выехать. Мы идем к нашему дому и я думаю о том, что при жизни старец всегда отправлял народ с острова домой. Поможет ли нам? По пути встречается священник Николай, догоняю его и беру благословение ехать в Москву.

Собираем вещи и заходим к бабе Тане попрощаться. Приходит обедать Николай, сын бабы Тани. Оказывается, у него есть катер и он возит группы паломников, и нас подберет. Мы садимся к нему и уезжаем с острова, пока плывем ветер и дождь усиливаются, насквозь все мокрые. Бабушка Таня дает нам в дорогу ведерко с дымящейся жареной картошкой и просит не забывать ее. Машем ей рукой и обещаем вернуться летом.

Высаживаемся на берег, решаем вызвать такси и не ждать автобус, нужно еще успеть купить билеты на вечерний московский поезд. Рядом большой черный джип, мужчина выходит из него и сам предлагает добросить до Пскова. Оказались москвичи, Юра и Лена, приехали сюда ловить рыбу и решили поехать в Псков за червями, а то клева нет. Довезли нас до центра, оттуда на автобусе 17 доезжаем до вокзала и оказавшись у нужной кассы из трех, берем два билета на Москву. Две верхние боковые полки, ну какая разница! Это были последние билеты, за нами очередь стояла — им уже не хватило.

Едем в поезде, пьем сладкий чай из кружки с серебряным подстаканником и грызем сухари. На соседней полке спит сосед, на душе тепло и уютно как в мягчайшем свитере. Вспоминаем благодать острова и точно знаем что в следующее лето мы снова вернемся сюда, за чудесным медом к бабушке Тане и к старцу Николаю.

Вот так батюшка Николай Гурьянов помогал нам в поездке — и накормил, и медом угостил, и помог легко обратно добраться, и все с помощью добрых людей которые оказывались в нужное время и нужном месте. И на прочность испытал, оставив на острове без света и привычных городских условий)) И просьбу мою не оставил без внимания, уже через два дня после приезда получила я то, о чем просила. Потому что очень сильная молитва у батюшки, и правда говорят — через полчаса слышит ее Господь))

К сожалению очень редко мы посещаем святые места. А ведь это места силы. Если вы едете осмысленно и подготовлено, то побывав в таком месте, возвращаетесь чище, сильнее и немного по другому смотрите на этот мир.
В последний сентябрьский день мы, небольшой группой единомышленников, своим ходом поехали на могилу к старцу Николаю Гурьянову на Талабск (остров Залит) на Псковском озере. Мы собирались туда несколько раз, но каждый раз, что-то не складывалось. И наконец кто-то наверху дал добро на нашу поездку и сразу все обстоятельства отступили.
В 4 утра мы отъехали на небольшом микроавтобусе от Московской площади. После выезда из города двигались по трассе Р-23 до Весового поста, дальше свернули и ехали до деревни Большая Толба. Далее - до острова на катере. Дорога на машине с заездом на одну стоянку заняла четыре с половиной часа. Машин на дороге было не много, поэтому доехали легко, особенно это касалось нас, пассажиров, проспавших на своих местах.

До самого острова можно добраться только на катере, по воде. От причала по расписанию ходит катерок "Талабск", но вне расписания так же ходят "маршрутки"- частные катерки. Проезд в одну сторону стоит 250 рублей с человека.

Острова им. Залита (Талабск) и им. Белова (Верхний). названы в честь двух большевиков, устанавливавших на островах советскую власть. Они были казнены в 1918 году. Но, как нам объяснил капитан нашего катера, большой знаток истории островов, названия имени большевиков никогда не нравились местным жителям и они называют свои острова по старинке.
Минут пятнадцать по озеру, и мы на твердой земле.

Дальше по дорожке в церковь на молитву и принятие причастия.

Службу вел настоятель храма, игумен Паисий, очень тактичный, глубокий и мудрый священник. Три часа литургии прошли совершенно незаметно, даже для меня, непривыкшей так долго стоять на службах.
Потом мы пошли на могилу к старцу Николаю Гурьянову.

Остров Залит почти полвека был пристанищем старца Николая Гурьянова. К нему приезжали за советами и благословлениями тысячи паломников. Сам старец Николай Гурьянов говорил: «Меня не станет, приезжайте на могилку. Я вам ещё больше помогать буду».
К могилке слетается огромная стая голубей. Сам старец любил птиц, поэтому служители кладбища подкармливают их, рассыпая рис.
Через дорогу от кладбища стоит небольшой домик, в одно оконце в котором много лет и жил старец.

От посещения острова остается впечатление чистоты, и понятие того сколько мало надо для жизни человеку внешне и сколько много внутренне.
По дороге на пристать, местные жители продают очень вкусную копченную рыбу, ценой от 100 до 300 рублей за штуку.
После посещения острова мы заехали в Спасо-Елизаровский монастырь (женский).

Нам снова повезло, потому что именно в этот день был престольный праздник этого монастыря.
Обратно мы добирались немного дольше, чем туда, т.к вечер субботы все куда- то едут, небольшие пробки и ремонт дороги. Но это не омрачило впечатлений от посещения острова, могилы старца Николая и монастыря. Все остались очень довольны и теперь по возможности я буду ездить на остров, за очищением от житейской суеты и повседневных грехов.

Покоянная молитва старца Николая Гурьянова
Господи, помилуй,
Господи, прости.
Помоги мне, Боже,
Крест свой донести.
Ты прошел с любовью
Свой тернистый путь,
Ты нес Крест безмолвно,
Надрывая грудь.
И за нас распятый
Много Ты терпел,
За врагов молился,
За врагов скорбел.
Я же слаб душою,
Телом также слаб,
И страстей греховных
Я преступный раб.
Я - великий грешник
На земном пути,
Я ропщу, я плачусь...
Господи, прости!
Помоги мне, Боже!
Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти
В сердце погасил...
Помоги мне, Боже!
Щедрою рукой
Ниспошли терпенье,
Радость и покой.
Грешник я великий
На земном пути...
Господи, помилуй,
Господи, прости!

Три маленьких клочка земли посреди вод Псковского озера – Талабские острова. Один из них, остров Талабск (Залит), полностью застроен от берега до берега; на другом, острове Верхнем (имени Белова), – небольшая деревенька; третий, Талабенец, безлюден и гол, размером не больше футбольного поля. Здесь издавна живут лишь рыбаки да птицы. Раньше на острова регулярно ходила «Ракета» из Пскова. Два года назад рейс отменили. И хотя до островов теперь добраться не просто, люди все равно едут сюда: кто – отрешиться от сутолоки городской жизни и глотнуть свежего воздуха, кто – укрепить дух свой, напитаться терпением и любовью, с новой силой ощутить благодать веры, так необходимые нам.

На перекрестье истории

Название свое получили Талабские острова будто бы по имени первопоселенца Тала – рыбака из племени чудь. Исследователи полагают, что острова были заселены уже в XI веке. Главным – и единственным – занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу – знаменитый псковский снеток – отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям (а их когда-то на островах было до 5 тысяч человек) этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.

Выходили на ловлю в лодках особой конструкции: «троенка» (так называли лодку, потому что мастерилась она всего за три дня) никогда не переворачивалась, что давало возможность рыбачить в любую погоду.

Кстати, известно, что отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править».

Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали от неспокойных соседей, покушавшихся на земли русские. Здесь в 1581 году укрывались псковские крестьяне со своим имуществом во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до островов, воины польского короля людей, однако же, не нашли – лишь домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться по льду в Гдов.

А в 1703 году на острова напали шведы и сожгли Петропавловский монастырь, что на острове Верхнем. Монахи, правда, от супостатов не пострадали, ушли по подземному ходу под церковью, выход из которого, как говорят, есть где-то на Досифеевой горке.

В гражданскую смуту начала XX столетия из жителей островов был сформирован целый полк численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919–1920 годов Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега – красными частями, а с левого – своими бывшими союзниками – эстонцами. До самой весны тела талабцев находили вмерзшими в лед.

Для установления советской власти на островах большевистским правительством были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в Залит, а Верхний – в Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то новонавязанными.

Остров надежды

Остров Верхний – самый большой по площади среди Талабских островов. Правда, рыбаки здесь почти не жили: остров был покрыт густым лесом. Такие уединенные и дикие места издавна привлекали русских иноков. И в 1470 году на острове преподобным Досифеем Верхнеостровским, учеником преподобного Евфросина Псковского, начальника всех псковских пустынножителей, был основан мужской монастырь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Братия монастыря, вероятно, была малочисленной, и в 1584 году была приписана к Псково-Печерскому монастырю.

В 1703 году монастырь пострадал от шведов, но после шведского разгрома простоял в развалинах недолго: уже в 1710 году иеромонах Псково-Печерского монастыря отстроил его заново. Во времена Екатерины Великой, в 1764 году, монастырь, как и многие другие, был упразднен, храм же его превращен в приходскую церковь. В подземелье церкви, как раз под алтарем, под спудом лежат святые мощи основателя монастыря – преподобного Досифея.

Храм каменный, крепкий. Но время и большевистское лихолетье сделали свое дело: храм нуждается в ремонте. Лет 25 назад по церковному двору запросто разгуливало немногочисленное местное коровье стадо. Сейчас в храме бывшего Петропавловского монастыря вновь служат Господу. Священник храма, отец Сергий, служит здесь по благословению старца Николая Гурьянова с 2000 года. Приход у него небольшой – половина населения острова (сейчас на острове проживает всего 38 семей). Отец Сергий живет надеждой с Божией помощью отремонтировать храм и восстановить обитель. На восстановление храма и возрождение обители нужны, безусловно, денежные средства. И пожертвования православных идут. Но, по словам отца Сергия, «не деньги главное, все дело в людях…».

Отец Сергий приглашает всех желающих приехать на остров потрудиться во славу Божию: «Материальная помощь, конечно, нужна, но если не будет людей, не будет тех, ради кого все это делается, тогда все будет лишено всякого смысла. Приехали бы, потрудились бы православные, каждый по мере своих сил. Но самое главное и действенное во всем – это общая молитва».

Восстановление храма незримо меняет облик острова, воздух насыщается благодатью, которую ощущает каждый вновь прибывший в эти места земли псковской.

И верится, что надеждам отца Сергия с Божией помощью дано будет осуществиться.

Остров веры и любви

Духовный центр островов Псковского озера – остров Талабск и его Никольский храм. Храм во имя святителя Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585–1587 годах словами, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями-рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году, когда сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске.

Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.

В 1842–1843 годах при храме был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину Никольского храма явилась во сне Смоленская икона Божией Матери с повелением: «Обнесите Меня с крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась.

В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но богослужения совершаются только в Смоленском приделе.

Настоятелем этого храма 44 года служил отец Николай Гурьянов, прозорливец и светлого духа старец, к которому за поддержкой и укреплением духовным ехали со всей страны.

Отец Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в старой купеческой благочестивой семье. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”».

В 1930-х годах отец Николай Гурьянов прошел тернистым путем исповедников и новомучеников Российских: в 1929 году он, тогда ленинградский студент, был арестован за то, что на собрании выступил против закрытия одного из близлежащих храмов. Далее последовали лагеря и ссылка, но именно тогда, во время тяжких испытаний, он встретил немало подвижников православной веры, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Церкви.

Начало пастырского служения отца Николая Гурьянова совпало с Великой Отечественной войной. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), а 15 февраля 1942 года стал священником.

Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

К талабскому старцу ехали и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. И он, по воспоминаниям посещавших его, «каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий». И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека – «хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры – признаки приближающегося Второго пришествия», что нужно «радоваться и молиться», радоваться тому, что «Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость». Матушка Елисавета, настоятельница Спасо-Елеазаровского псковского монастыря, вспоминала: «Батюшка своей любовью всегда умел всех людей соединить. Вот это, наверное, самая драгоценная черта и самое знаменательное свойство великого старца. И по этому определяется его высота, величие его духа, что он действительно объединял всех в единое своей любовью и всем внушал эту любовь». А еще отец Николай учил смирению: «Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини».

Пять лет назад, 24 августа 2002 года, отец Николай отошел ко Господу. Тогда еще живой архимандрит Иоанн (Крестьянкин) утешал скорбящих: «Не плачьте! Теперь отец Николай у престола небесного за нас молится».

Не стало батюшки, советчика и утешителя, но православные все так же едут на остров, чтобы, поклонившись его могиле, затеплив свечу перед чудотворной иконой Божией Матери в храме, помолившись, обрести новые духовные силы, укрепиться в любви и вере.

Остров покоя

Остров Талабенец – самый маленький из островов – безлюден и гол. Но именно здесь, сидя на каменистом берегу и смотря на уходящие за горизонт воды Псковского озера, на серое низкое небо над ним, открывается вся истинность простой и неброской красоты. И вспоминается поговорка оптинского старца Амвросия: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», которую любил повторять отец Николай Гурьянов.

Остров Залит на Псковском озере можно обойти по периметру за час. Крохотный участок суши почти полвека был пристанищем старца Николая Гурьянова. Домик в одно окошко осаждали тысячи паломников. Нередко к батюшке Николаю их отправляли другие известные старцы. Так, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал: «Езжайте к отцу Николаю. Он видит всё - от земли до неба»

«Без креста нельзя!»

Сам старец Николай Гурьянов говорил: «Меня не станет, приезжайте на могилку. Я вам ещё больше помогать буду». Скоро 9 лет, как батюшка преставился, а люди продолжают ехать на остров.

С отцом Николаем я встречался в конце 90-х годов. У меня, 17-летнего, были проблемы со здоровьем, - рассказывает паломник Андрей из Пскова. - Батюшка потаскал меня за чуб, и я про болячки забыл. На могилку приехал помолиться о жене и детях.

Паломников батюшка часто шлёпал: по щеке, по лбу. «А меня по носу, - рассказывает Елена. - Сначала не поняла, а потом заметила, что опухоль в носу, от которой я страдала, исчезла. Я приехала на остров в середине 90-х гг. Стояла у домика батюшки вместе с другими паломниками. Старец появился и начал помазывать паломников иерусалимским маслицем, которое ему передавали со Святой Земли духовные чада. Вместо кисточки батюшка использовал обыкновенную канцелярскую скрепку. Я ждала своей очереди и думала: «Какой батюшка старенький. Помрёт ведь скоро». Вдруг он повернулся в мою сторону и сказал: «Да поживу ещё. Поживу». Я опешила. Потом перестала удивляться, что батюшка читает мысли, отвечает на вопросы, которые паломник и произнести не успел. Остров Залит стал для меня самым желанным местом на земле. Я переехала сюда жить из Петербурга».

Ёще одна петербурженка, Людмила, по благословению старца купила на Залите домик. Она вспоминает: «При первой встрече батюшка направился ко мне с вытянутой вперёд рукой и ткнул в грудь: «А где же крестик?!» Я удивилась, как он смог разглядеть, что крестика нет, ведь на мне был свитер и застёгнутая куртка. Крестика не было, потому что в поезде цепочка порвалась. Батюшка достал свой крестик: «Вот видишь, у меня на верёвочке. И ты так сделай. Без креста нельзя!»

На острове есть дом певицы Ольги Кормухиной. Известность пришла к Ольге в конце 80-х гг., а в середине 90-х гг. она практически исчезла с эстрады. «Я задумывалась об уходе в монастырь. За благословением поехала к старцу Николаю», - рассказала она корреспонденту «АиФ». Однако батюшка предрёк певице замужество. Через год на ступеньках одного из московских храмов Ольга познакомилась с музыкантом Алексеем Беловым, лидером группы «Парк Горького». В апреле 1999 г. они обвенчались, а в мае 2000-го Ольга стала мамой: «Когда я просила благословения у старца на монашество, призналась - единственное моё искушение, что не стала матерью. Он ответил: «Не будет у тебя детей». Я понимала, что мне это дано в наказание. И не обижалась. Но страшно расплакалась. И тогда он стал молиться. Я видела, как у него дрожали руки, - какое это было переживание за меня! А потом вдруг повернулся и сказал: «Но Господь сделает всё, как ты хочешь». Отец Николай напутствовал, чтобы крестили ребёнка на второй день после возвращения из роддома. Если мальчик - назвать Анатолием, а девочку - Анатолией. Ольга понесла дочку в церковь и ахнула: в святцах значился день св. Анатолия.

На острове корреспондент «АиФ» встретился с москвичкой, мамой пятерых ребятишек. В конце 90-х гг. она с мужем приехала к батюшке за помощью. Обоим супругам было меньше 30 лет, с точки зрения медицины абсолютно здоровы, а детей Бог не давал. Отец Николай прикрикнул на пару: «Чтобы завтра же был ребёнок!» И ровно через 9 месяцев появился первенец. «А про капитана вы знаете? - спросили меня местные жители. История началась 25 лет назад. К батюшке приезжала верующая женщина из Одессы. Зинаида переживала, что её муж, капитан дальнего плавания, невоцерковлённый человек. Она уговаривала Владимира повидаться с батюшкой. Наконец приехали они на Залит вместе. Капитан, как только увидел батюшку, неожиданно упал на колени и пополз к нему. Потом старец повёл его в храм, где они разговаривали несколько часов. Вскоре батюшка обвенчал супругов. Они приезжают на Залит каждый год, ждём их и в этом».

Паломница у домика батюшки, где старец прожил более 40 лет
У батюшкиной калитки можно было встретить людей разных возрастов, профессий и званий: уборщицу, банкира, генерала, семинариста, политика. Местные жители в разговоре с корреспондентом «АиФ» называли фамилии очень влиятельных людей, которые пытались попасть к старцу. Но деньги и власть ничего не значили для батюшки. Он был редким бессребреником. Ходил в выцветшем, заплатанном подряснике. Всё, что ему дарили, сразу же старался передавать другим. Со всеми был одинаково прост в общении, но не все получали его благословение. Некоторым говорил: «Посмотрели на дурака. И идите с Богом!» А бывало, выходил к толпе и как побежит, словно полетит по воздуху. Запыхавшись, паломники догоняли старца у храма, а он: «Вы бы в храм так каждый день бегали, как за мной сейчас!» И часто повторял: «Кому Церковь - не мать, тому Бог - не отец».

«Наш гостёк!»

На острове в храме св. Николая Чудотворца батюшка начал служить в 1958 г. Так сбылось предсказание, которое старец услышал ещё в юности. Родился батюшка 24 мая (по старому стилю) 1909 г. здесь же, на Псковщине, в селе Чудские Заходы, недалеко от места, где св. Александр Невский одержал победу в Ледовом побоище. В 20-е гг. местный приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), ныне прославленный Церковью в лике новомучеников и исповедников российских. Отец Николай вспоминал: «Я мальчишкой ещё был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: «Какой ты счастливый, что с Господом...» Семья будущего старца была верующей, сам он с 5 лет помогал прислуживать в храме. В 14 лет Николай Гурьянов впервые оказался на Залите, где у него произошла встреча с блаженным Михаилом. Островитяне почитали Михаила за прозорливца. Увидев мальчика, блаженный воскликнул: «Наш гостёк! Наш!» А через десятки лет, когда Николай Гурьянов был уже в сане священника и приехал за советом в Псково-Печорский монастырь, старец иеросхимонах Симеон (Желнин) произнёс: «В Талабск! В Талабск! В Талабск!» (До революции о. Залит назывался Талабск, советская власть переименовала его в честь революционера Яна Залита. - Ред.)

«За любовь!»

Талабчане добывали знаменитую на всю Россию рыбу снеток, которую поставляли в Москву, Ригу, Варшаву и даже к императорскому двору. В 1790 г. на народные деньги здесь построили каменную Никольскую церковь. Затем на острове появилось ещё три часовни. Храм да часовни - единственное, что уцелело, когда во время войны фашисты подожгли остров. Талабск стал пустыней - ни деревца, ни кустика. Всех жителей угнали в рабство. После победы те, кто уцелел, возвращались домой и начинали строиться на пепелище. Когда батюшка прибыл на Залит, дома там уже стояли, а вот деревьев по-прежнему не было. И отец Николай взялся за озеленение острова. Для поливки саженцев носил из озера по 100 вёдер воды в день. Главной помощницей батюшки была его мама. Матушка Екатерина Стефановна рано овдовела, одна растила четверых сыновей. Три брата старца погибли на войне. «А батюшка в эти суровые годы принял священнический сан. До этого Николай Гурьянов прошёл тюрьмы и лагерь, где вместе с другими арестантами прокладывал железную дорогу на Воркуту», - рассказала «АиФ» Людмила Азаркина. Последние семь лет она собирала документальные свидетельства о судьбе батюшки, которые вошли в книгу «Служитель Божий». На имя Людмилы уже после кончины отца Николая пришло архивное свидетельство о том, что батюшка был реабилитирован. «Батюшка попал в тюрьму в 30-х гг., будучи молодым человеком двадцати с небольшим лет. Причина - не скрывал веры, выступал против закрытия храмов, - рассказывает Людмила. - О лагерном периоде он говорил скупо. Духовные чада старца вспоминают такой рассказ батюшки: «Идёшь узкой тропинкой по снегу. Повсюду трупы заключённых. Кто-то ещё жив. Тянут руки: «Хлеба, хлеба...» А хлеба-то нет. Кормили нас похлёбкой с червями». Однажды группе заключённых пришлось день простоять по пояс в реке, которую уже начала стягивать ледяная корка. Все, кроме Николая Гурьянова, погибли.

Батюшка говорил, что в лютый мороз, когда не было ни обуви, ни варежек, его всегда согревала молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Когда пришло время батюшкиного освобождения, его выставили за ворота лагеря. Кругом полярная ночь и бескрайняя тундра. А он измождён до такой степени, что на ногах еле стоял. С Божьей помощью Николай Гурьянов, где пешком, где на поезде, добрался в родные края. Батюшка не роптал. Часто повторял: «Не забывай никогда, даже в самые тёмные дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждёт этого и пошлёт тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда и ни в чём не нуждается».

Эти слова, записанные батюшкой, и сейчас можно увидеть в его домике. Вход свободный. Каждый может посмотреть на обстановку, которая окружала старца на острове почти полвека. Когда однажды батюшку спросили, за что он сидел в тюрьме, то услышали: «За любовь, мои драгоценные! За любовь!»

На могилке батюшки горит неугасимая лампадка. Рядом лежит кисточка, чтобы можно было помазаться маслицем из лампадки

Ушёл домой

Люди приезжали к батюшке с израненными сердцем и душой, а уезжали домой окрылёнными. Как-то на вопрос, чего нам всем не хватает больше всего, батюшка ответил: «Любвеобильности». Старец проявлял любовь ко всему живому. Во дворе его дома постоянно жило и кормилось около сотни голубей. Сегодня много голубей слетается на могилку старца. Их подкармливают и местные жители, и паломники. Здесь корреспондент «АиФ» встретила духовное чадо отца Николая - паломницу Марину. Она рассказала: «Я ездила к батюшке из Тюменской области с середины 90-х гг. по 3-4 раза в год. В первую встречу он сразу назвал меня по имени, рассказал моё прошлое и приоткрыл будущее. Приехала я на каблуках, накрашенная. Но батюшка не посмотрел на внешность. На острове мне дали косыночку, галоши. Старец взял свою фотографию, где он рядом с храмом стоит, и этой фотографией мне по лбу: «Теперь у тебя в голове храмик». Я у батюшки исповедалась, причастилась. На острове испытала невероятное состояние безмятежности и счастья. Такая вдруг лёгкость пришла, что в 40 лет захотелось петь, прыгать, бегать. Как в детстве».

Уже здесь, на земле, Бог открыл старцу, какие они - ад и рай. Рассказывает схимонахиня Варсонофия (Александра Танаева): «Это было в моей мирской жизни, я приезжала из Москвы на остров помогать батюшке в храме. Однажды он говорит: «Сашок, а я в раю побывал!» - «Как, батюшка?» - «Пришли два парня, молодые, высокие, красивые, подхватили меня, и я очутился в раю. Такая красота, такое пение, это не передать, нужно самим видеть и слышать!» В келье батюшки висит картина Страшного суда, он часто подводил к ней посетителей и, показывая на рай, говорил: «Нам с тобой обязательно надо сюда попасть». И показывал на ад: «Но только не сюда». Эти простые слова производили на людей сильнейшее впечатление.

Паломников батюшка принимал до последних дней. Он отошёл ко Господу 24 августа 2002 года, на 94-м году земной жизни. По рассказам очевидцев, во время отпевания отца Николая остров окутал белый густой туман. И присущая этому месту тишина стала ещё прон-зительнее. «Здесь, на земле, мы только гости. А дом наш там, на Небе», - говорил старец.

Мнение экспертов

Павел Флоренский

Профессор, сопредседатель Рабочей группы по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви при Богословской комиссии Московского патриархата:

«Наша комиссия изучает физические явления: мироточение, самовозобновление икон и другие, которые можно исследовать методами науки. Случаями чудесного исцеления, как душевного, так и телесного, занимаются священники, а не мы, учёные. Здесь нет конкретного вещества, которое можно было бы подвергнуть анализу. Чудеса, связанные с душой, - великая, интимная тайна между человеком и Богом. Мой дед, священник Павел Флоренский, говорил: «Чудо - это то место, где мир горний соприкоснулся с миром нашим - дольним». Для этого человек должен потрудиться на ниве добрых дел и молитвы. Не бывает духовной халявы - когда человек не стремится вести праведный образ жизни, а с ним по молитвам старца будут происходить чудеса. Духовная сфера - не магазин, где заплатил деньги и получил желаемое».

Игумен Мелетий
Помощник ректора Московской духовной академии

«Традиция ездить к старцу за советом насчитывает столетия. До революции у старцев перебывала половина России. Например, в Оптину пустынь не раз приезжали Гоголь, Достоевский, Толстой. Родная сестра Толстого была инокиней Шамординского монастыря, основанного преп. Амвросием Оптинским. Философ Константин Леонтьев был пострижен в монахи в Оптиной пустыни. Гоголь говорил: «Я пошёл к старцу Макарию одним человеком, а вышел другим». Главный критерий для определения истинного старца - это праведная жизнь и плоды этой жизни, которые рождаются после общения со старцем: мир в душе и любовь к Богу и людям».

nathalie_zh wrote in September 1st, 2017

Талабские острова: Осторожно, вызывают зависимость!
31.08.2017 14:36 ПЛН, Псков
http://pln-pskov.ru/tourism/ptourism/histtour/288139.html

Талабские или Залитские острова: Верхний или остров им. Белова, Талабск или остров им. Залита, Талабенец или Талабец. Одни из немногих заселенных островов в России. Место духовного очищения и просветление.
Тысячи туристов едут сюда из разных уголков мира, чтобы ощутить то самое единение с природой, о котором снова и снова грезят хотя бы раз тут побывавшие. Местные говорят, что любовь к Залитским островам неминуема.

Тот, кто приедет сюда однажды, будет возвращаться на острова вновь и вновь. И это немудрено: живописные природные красоты, островные легенды, намоленные места. Но самая главная достопримечательность островов - это, безусловно, люди.

В рамках организованного Информационно-туристским центром Псковской области медиатура на остров им. Залита нас доставил быстрый крытый катер, рассчитанный всего на 12 пассажиров. Здесь встречала журналистов местная жительница Ольга Михайловна Дмитриева. Учительница из залитской школы. Очень волновалась: все рассказать, ничего не забыть, неразочаровать и удивить. Видно было, что гостей здесь очень любят.


Экскурсия начинается от причала. Переходим на главную улицу острова им.Залита - Набережную. Она бежит вдоль побережья Псковского озера или моря, как называют его местные. Когда еще в катере капитан, отвечая на
звонок, сказал: «Не слышно ничего, я сейчас в море!», мы даже несколько опешили.
Так вот именно здесь, на Набережной, можно увидеть старые купеческие дома. Зажиточные купцы как раз селились на набережной острова, который в XIX веке носил название Александровский посад. В советское время здесь же было правление колхоза. Тогда остров им Залита был как маленькое государство: свой родильный дом, аптека, почта, свой радиоузел, школа, магазины и хлебопекарня. К слову, очень вкусный местный хлеб здесь можно отведать и в наши дни. «Ни одного рубля из казны талабчане не брали. Все проблемы решали за свой счет», - с гордостью сказала наш гид. Царские особы любили приезжать на острова послушать местные песни и легенды. «Язык был любопытный. Псков, например, назывался Волесков», - рассказала гид.

Сейчас островной уклад несколько изменился. Официально на Залита живут 164 человека. По крайней мере, столько прописаны. «Но кто-то прописан, но не живет, или живет, а не прописан», - улыбнулась Ольга Михайловна.


Недвижимость, по псковским меркам, здесь дорогая, но все дома скуплены. В сезон сюда приезжают столичные писатели, журналисты, художники, певцы и другие представители творческих профессий. Пожалуй, самой известной жительницей островов стала певица Ольга Кормухина. Когда-то она купила дом у местной жительницы Евдокии, которая принимала паломников даже из Африки. Ольга живет здесь с мужем - певцом Алексеем Беловым. «Милые люди. Очень много помогают нам», - сказала Ольга Михайловна и вспомнила 2010 год, когда местную школу, в которой на тот момент обучались всего 3
ребенка, хотели закрыть. Местным жителям, не без помощи общественности и звездной четы, удалось отстоять школу, которая и по сей день продолжает свою работу.

Сегодня Ольга Кормухина нередко привозит на остров ребят из детских домов, заботится о них, воспитывает, крестит, если они еще не проходили обряд. Говорят, что после этого всех детей разбирают в приемные семьи.

До Ольги Кормухиной в этом доме жил известный художник Петр Оссовский. Местные вспоминают, как он любил талабскую природу, как любил народ, писал рыбацкий быт. Ольга Михайловна, например, вспомнила его картину «Сыновья»: в лодке сидит женщина с двумя мальчиками-подростками. Это вдова, чей муж-рыбак утонул в озере.

Продвигаясь дальше по набережной, можно увидеть на берегу часовню, а в озере - затопленный мотобот. Ольга Михайловна рассказала, что когда-то через острова лежал торговый путь между странами Балтии и Псковом. Иноземцы везли сюда сельдь, соль, лес, а из Пскова увозили лен, алебастр и, конечно же, местную рыбу. Рыбу ловили на мутницах, с высокими
бортами под парусами. Носовая часть называлась шакша, в ней жили рыбаки.



Женщины занимались рыболовным промыслом наравне с мужчинами. Случалось, что им приходилось даже рожать детей в лодке. Особенно натерпелись местные в послевоенное время и в годы перестройки. Рыболовство - это был единственный способ остаться на плаву. И сейчас на Залита местные поджидают туристов и паломников, чтобы продать им свою рыбу - копченную или вяленую. Стоит все удовольствие 100 рублей за кулечек из 5-6 рыб.



Советую непременно остановиться и купить рыбы, потому что: а) запах копченной рыбы непередаваемый, пройти мимо просто не удастся; б) кота в мешке бабушка не подсунет, а обязательно даст попробовать свою рыбку; в) вам почти ничего не стоит, а бабушке на эти деньги жить; г) вы получите больше, чем просто рыбу; вы получите общение с уникальными людьми, которые многое помнят и знают. Нас, например, угощала Наталья Гавриловна Козичева.



Ей скоро будет 84 года, - отмечает Ольга Михайловна.

Вспомнила наш гид и о знаменитом псковском снетке, которого, сейчас, к сожалению, днем с огнем не сыщешь. В XIX веке купцы на острове имели 119 снетосушильный печей, то есть 119 мини-заводов по обработке рыбы. И это неудивительно, ведь снеток поставлялся даже к царскому столу. В сезон с Залитских островов на материк отправлялось до 300 пудов снетка. Ольга Михайловна отчетливо помнит запах этой маленькой аппетитной рыбки: во время ловли весной на всю округу разносился запах свежего огурца.



Во время нашей экскурсии Ольга Михайловна не раз вспоминала, какой сильный и стойкий талабский народ. Во время Великой Отечественной войны здесь был оккупационный режим длительностью в 2 года. В ноябре 43-го немцы погрузили людей на баржи и увезли, а все три острова облили керосином и подожгли. «Острова пылали, как три факела. С лодок доносился нечеловеческий стон и плач», - рассказала гид. Людей отвезли в Латвию, Эстонию, Польшу, Германию, Австрию и Францию. После войны мысли остаться не было, уверяет она. «А хоть на камешке посидеть, да дома». Потому талабчане возвращались на острова. Пустые, безжизненные, заросшие лебедой в человеческий рост. Все сгорело, сохранились лишь каменные постройки. Но местные не отчаивались, жили в храме, друг другу помогали, строили землянки и бункеры. Некоторые сохранившиеся можно увидеть на острове и в наши дни.


Леса на острове нет, потому деревья приходилось сплавлять с материка по реке Толбе, а затем и по озеру. «Ставили дома всем миром, помогая друг другу. Удивительна стойкость людей наших. Делились последним куском хлеба, последним пирогом», - отмечает Ольга Михайловна.

Гуляя по острову им. Залита, обратите внимание на застройку: все дома не хаотично разбросаны по острову, а равномерно распределены вдоль береговой линии. Сейчас новое строительство на острове запрещено, инвесторы, которые хотят развивать здесь бизнес, вынуждены реставрировать уже имеющиеся постройки.



Еще одна достопримечательность острова - Нина Петровна Пронина. Как и Наталья Гавриловна, малолетняя узница фашистских концлагерей. Пройти мимо нее у вас не получится. У своего дома женщина продает сувениры,
расписанные вручную ее внучкой. Любопытны шлифованные водой камни с берегов Псковского озера с изображением Никольской церкви или домом старца Николая Гурьянова. А еще Нина Петровна, если будет в голосе, споет вам песни из местного фольклора или прочтет стихи собственного сочинения. Для этого нужно бабушку просто попросить. Для нумизматов у Нины Петровны есть коллекция старинных монет, найденных на острове в ходе земляных работ.




Дальше на вашем пути непременно встанет храм святителя Николая Чудотворца. Изначально он был деревянный, позже перестроен в каменный. Возводили его по традиции из известняковой псковской плиты. «Труды великие», - сказала Ольга Михайловна и добавила, что каждый, кто проезжает мимо храма, всегда крестится и вспоминает строителей за их
подвиг.



Богослужение проходит здесь только при свечах. В церкви сохранилось уникальное паникадило. Местные и паломники молятся у чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской и иконы святителя Николая.



Примечательно, что в советское время, когда звон колоколов был запрещен, талабским рыбакам все же удалось его отстоять, ссылаясь на то, что только так, по колокольному звону, они могу вернуться домой в тумане.



Даже если гулять по острову самостоятельно, дорога непременно приведет вас на могилу старца Николя Гурьянова. Рассказывать о нем можно бесконечно. Многие местные жители еще помнят его и с радостью поделятся с вами приятными воспоминаниями, легендами о чудесном исцелении, которые сопровождали всю его жизнь, расскажут, каким удивительным человеком он был. На могиле старца всегда есть люди. Местные, почитающие его как святого (хотя, к сожалению, к лику он так и не был причислен), убеждены, что до сих пор он оберегает острова, дает жителям хлеб и уверенность в завтрашнем дне.

Напротив могилы старца располагается его дом. По звонку на калитке смотритель откроет вам дверь, и вы сможете пройти в святая святых - место, где отец Николай оставался наедине с собой или, напротив, принимал нуждающихся в помощи и отчаявшихся людей.

Пройдя по Верхней улице - второй по величине на острове им. Залита - до самого обрыва, мимо бюста Ленину, разрушенного здания ДК и магазина, вы наткнетесь на удивительное по красоте место, откуда открывается
потрясающая панорама на оставшиеся два острова. Людей здесь практически нет. Место отлично подойдет для пикника с видом на бескрайнее Псковское озеро. Здесь же, неподалеку, находится памятник архитектора Всеволода Смирнова Ивану Залиту и его товарищам, убитым белыми на Талабских островах.



А если пройти еще чуть-чуть вперед, то можно снова выйти на Набережную и перекусить, например, в открывшемся в этом сезоне ресторане «Ерш». Уха из местного судака, традиционный псковский пирог с рисом и красной рыбой - наклепок, копченая рыба, выловленная тут же у причала, и вкуснейший чай на травах... Что еще нужно, чтобы передохнуть после длительной прогулки и собраться с мыслями? Для тех, кто захочет остаться на острове на ночь, уже в этом сезоне начинает работать гостиница рядом с рестораном. Цена этого сезона - от 2000 рублей в сутки за 4-местный
номер.


Как добраться?



Самый популярный вопрос, который я слышу от желающих побывать на островах. Скажу сразу, это, действительно, непросто.

Есть несколько вариантов:

1. Самый дешевый. Рейсовый катер от деревни Большая Толба до острова Залита. Цена вопроса - 150 рублей в одну сторону с человека до о. им.Залита, до Белова - 180 рублей, между островами - 50 рублей.


Расписание:

Среда, пятница:
Б. Толба 08.00 - Залит 08.40
Залит 08.50 - Б. Толба 09.20
Б. Толба 10.00 - Залит 10.40
Залит 14.40 - Б. Толба 15.20
Б. Толба 16.00 - Залит 16.30

Суббота:
Б. Толба 10.00 - Залит 10.40
Залит 10.50 - Б. Толба 11.20

Воскресенье:
Б. Толба 14.00 - Залит 14.40
Залит 14.50 - Б. Толба 15.20


Обратите внимание, что в этом случае желающим отдохнуть на островах в выходные дни, то есть в субботу и воскресенье, придется здесь же ночевать.



2. Акватакси (http://www.pskovaquataxi.ru/ ). Ходит только в сезон, обычно с 1 июня по 31 августа, но от Псковского кремля. Стоимость - 15 тысяч рублей на 12 человек.


3. Информационный центр «Талабы». По телефону: +7-996-947-48-38 можно заказать катер «Талабск» или «Волжанка», но не факт, что это выйдет дешевле.


4. По мне, самый оптимальный вариант - тур выходного дня на остров Залита. В субботу и воскресенье, с выездом из Пскова, в 11.00 и в 13.00. Стоимость экскурсии: 1 тысяча рублей, включая трансфер и обед в ресторане «Ерш». Продолжительность: 5 часов. При хорошей погоде этого времени вполне хватит, чтобы насладиться красотами острова.


Но возникает и еще один вопрос: Белов или Залит. Конечно, побывать стоит и там, и там. Белов привлекателен тем, что людей там практически нет. За весь день вы можете не встретить ни единой души. Оттого здесь можно вдоволь насладиться первозданной природой, тишиной, а летом - просто позагорать и искупаться в чистейшем Псковском озере вдали от
посторонних глаз. Говорят, что в следующем сезоне тур выходного дня будет продлен до острова им. Белова. Будем верить.



Получить всю необходимую для путешествия информацию можно на