Подводная лодка проекта дельфин. «Дельфин» с ядерным горбом: на что еще способны подлодки «судного дня. Конструкция и технические характеристики

Подводная лодка проекта дельфин. «Дельфин» с ядерным горбом: на что еще способны подлодки «судного дня. Конструкция и технические характеристики
Подводная лодка проекта дельфин. «Дельфин» с ядерным горбом: на что еще способны подлодки «судного дня. Конструкция и технические характеристики

С.-ПЕТЕРБУРГ, 30 июл — РИА Новости. Современные российские субмарины больше похожи на огромные жилые комплексы: удобные каюты, новейшие системы безопасности, даже сауны и тренажерные залы. Но еще сто с лишним лет назад моряки-подводники даже и не могли мечтать о подобных удобствах, зато имели все основания на то, чтобы называться смертниками — каждый выход, даже учебный мог стать последним.

Какими были еще дореволюционные, корабли для покорения глубин, как инженер-любитель из фотоателье стал крестным отцом всего подводного флота России, и почему северные "моржи" стали грозой Черного моря, читайте в материале РИА Новости, посвященном первым подводным лодкам России, специально ко дню Военно-морского флота.

Подлодка "Верпь"


© "Балтийский завод - Судостроение"

Первая в своем роде

Несмотря на то, что первой подводной лодкой из официально зачисленных в списки кораблей российского флота считается "Дельфин", почти за сорок лет до ее создания со стапелей Балтийского завода в 1866 году сошла опытная подводная лодка Ивана Александровского. Именно она по утверждению многих экспертов является матерью российского подводного флота.

Подлодки для ТОФ: двойной праздник на "Адмиралтейских верфях" На "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге в пятницу торжественно заложили первые две дизель-электрические подводные лодки для Тихоокеанского флота - "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов".

Примечательно, что ее создатель зарабатывал на жизнь не инженерными науками, а рисованием и фотографией. Фотоателье Александровского считалось лучшим в Санкт-Петербурге. Идея создания подложки пришла в голову к изобретателю, после поездки в Англию в 1853-м, когда он своими глазами увидел мощный флот англичан, противопоставить которому Российской империи было нечего. Однако, уже на первых порах разработки проекта Иван Федорович бросает его, по причине боязни быть обвиненным в плагиате. Ведь подобный аппарат в то же время начинает разрабатывать изобретатель Вильгельм Бауэр. Правда, увидев лодку Бауэра в Кронштадте в 1856, Александровский посчитал ее совершенно негодной и вновь садиться за свой проект.

Несмотря на то, что 14 июля 1862 года особым Высочайшим повелением изобретателю разрешено было строительство подводной лодки по его проекту и предоставлено право выбора частного заводчика для этого строительства, первый спуск в 1865 году показал множество недоделок и ошибок. Их исправляли вплоть до 1866 года. После чего подлодка начала первые погружения. 14 сентября этого же года глубинный корабль осматривает император Александр Второй. После его одобрения, в октябре того же года Александровскому присваивают звание титулярного советника.

Но судьба явно не простила изобретателю его слабости в начале создания проекта. Полноценные ходовые испытания, показали существенные отклонения от проектных характеристик. Внесенные Александровским изменения не помогли. А в 1871 году лодка в ходе очередной серии тестов просто утонула. Поднять ее смогли только в 1873, но всерьез проект уже не воспринимали.

"Единственное, но зато весьма существенное преимущество лодки господина Александровского перед прежними изобретениями этого рода заключается в том, что и сам он не утонул еще и спускавшиеся с ним люди живы. Господин Александровский справедливо гордится этим", — написали о подводном аппарате в "Сборнике морских статей и рассказов" 1878 года.

Несмотря на неудачу, изобретатель еще не раз пытался представить свои проекты развития подводного флота. Но отклика у властей они не нашли. Сам Александровский к концу века разорился и умер в больнице для бедных.

Подлодка "Окунь"

© "Балтийский завод - Судостроение"

"Дельфин" с торпедным оскалом

Подводная лодка "Дельфин", она же миноносец под номером 150 стала основополагающей вехой для подводного флота страны. Первая серийная и первая полноценно торпедная подлодка. Именно на ней проходили подготовку первые русские моряки-подводники, а сам технические решения используемые при создании корабля, послужили основой для многих будущих аппаратов.

Подарок ко Дню ВМФ: на "Севмаше" заложили подводный крейсер "Ульяновск" "Ульяновск" станет шестым в линейке многоцелевых атомных подводных лодок проекта "Ясень-М". Головной корабль этого проекта - "Казань" - 31 марта был спущен на воду и проходит сейчас заводские испытания.

Изначально "Дельфин" должен был стать отечественным ответом на популярные в то время американские проекты подлодок. Чтобы не отставать от зарубежных коллег Морское ведомство в 1900 году создает специальную комиссию ответственную за создания подводного флота. Изначальное в нее входят старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов, старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов и лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев. В последствие эти люди придумают проекты почти всех аппаратов того времени.

Под покровом тайны, в специальной секретной комнате помещения Опытового судостроительного бассейна в течение года комиссия создала проект "миноносца № 113". Кстати, такое странное для подлодки название стало причиной не повышенной секретности, а отсутствия классов подводных лодок в российском флоте. 5 июля 1901 года проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку.

© "Балтийский завод - Судостроение" Подлодка "Минога"


© "Балтийский завод - Судостроение"

Ради экономии, будущую подлодку решили сделать "незначительной в размерах". К тому же часть деталей все же пришлось закупать у зарубежных компаний. Даже торпедные аппараты не стали разрабатывать "с нуля", а сняли с разобранного на лом другого не особо удачного проекта подлодок инженера-изобретателя Степана Джевецкого.

Несмотря на экономию и множество мелких недочетов уже в 1903—1904 годах "Дельфин" успешно достраивался и проходил испытания на Балтике. Ему официально присвоили статус подводного корабля Российского флота и название " миноносец №150". А комиссия приступила к подготовке первых подводников. Беклемишев лично отбирал людей с инженерно-техническими познаниями и, редкость для моряков того времени, некурящих. На некоторое время подлодка стала учебным классом.

Трагедия случилась 16 июня 1904 года во время очередных занятий у стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были погрузиться под воду на три часа. Но люк не закрылся и "Дельфин" потонул. Погиб сам командир и 23 моряка. Через два дня подводный корабль поднимут и приступят к ремонту, который закончится лишь в ноябре.

И все же лодка была готова к службе. В конце 1904 года "Дельфин" был перевезен по железной дороге во Владивосток. За время Русско-Японской войны 17 дней провел в море, в том числе совершил боевой поход продолжительностью 8 суток, что считалось почти пределом для подлодок. Впрочем повоевать полноценно "Дельфину" так и не удалось. В июне 1916 года корабль перевезён в Мурманск, в августе 1917 года исключён из списков кораблей, а в двадцатых годах корпус "Дельфина" был разделан на металл.

"Моржи"для Черного моря

Подводные лодки типа "Морж" стали еще одним удавшимся проектом Ивана Бубнова. Серия из трех российских подводных лодок, построенных в 1911—1915 годах, в отличие от своих предшественников обладала отличным и мощным вооружением - два носовых и два кормовых торпедных аппарата завода "Г.А.Лесснер" и восемь наружных решетчатых аппаратов системы Джевецкого. Аппараты заряжались двенадцатью 450-миллиметровыми торпедами образца 1912 года.

"Морж", "Тюлень" и "Нерпа" изначально создавались с расчетом на действия в Черном море. Для их создания даже было открыто специальное отделение Балтийского завода и построены новые стапеля на берегу реки Ингул, недалеко от Земского моста. Строительство всех подводных лодок типа "Морж" началось 25 июня 1911 года, причем часть деталей корпуса и оборудования все же изготавливалась в Петербурге и высылалась в Николаев для окончательной сборки.

© "Балтийский завод - Судостроение" Подлодка "Тюлень"


© "Балтийский завод - Судостроение"

Кстати, всю серию чуть не погубила необязательность подрядчиков. Изначально судостроители заказали двигатели Дизеля заводу Круппа. Но немцы так и не выполнили заказ. Назревал срыв всего проекта. Ситуацию спасли инженеры, которые переделали лодки так, что на них можно было установить 250-сильные дизельные двигатели, которые оперативно сняли с канонерских лодок базировавшихся на Амуре.

Необычный факт: главный инженер Бубнов, что сами подводники неожиданно отказались от такой необходимой для подлодки вещи, как водонепроницаемые переборки. Фактически, сейчас это главный шанс для команды спасти подлодку получившую повреждения и свои жизни. А в те годы офицеры предпочли рискнуть своей безопасностью, только ради того, чтобы командир субмарины мог со своего поста видеть, что творится в остальных отсеках.

Принимая участие в Первой мировой войне лодки этого типа действовавшие на Чёрном море, стали одними из самых результативных лодок Российского флота. Новые, современные субмарины на Черном море успешно топили конвои противников, захватывали пароходы и парусные суда. Особо отличился командир подводной лодки "Тюлень", под руководством которого был осуществлен захват транспорта "Родосто". Германская команда оставила судно лишь после ожесточенного боя во время которого подлодка израсходовала все снаряды.

Принятие на вооружение самодвижущихся мин (торпед) системы Уайдхеда в конце XIX в. практически во всех флотах цивилизованного мира, неизбежно приводило к мысли о создании относительно недорогих маломерных боевых кораблей, способных незаметно подходить к броненосцам противника и поражать их незащищенную подводную часть корпуса с помощью упомянутых боеприпасов. Д ля этой цели как нельзя лучше подходили подводные корабли.Идея постройки подводных судов не была нова. В Россиипроекты таких кораблей создавались с начала XVIII столетия, однак о уровень развития технологий судостроения, отсутствие приемлемого движителя, оставляли эти разработки на уровне проектов или же, в лучшем случае, опытовых судов. Исключение составляет проект подводной лодки замечательного русского конструктора С.К. Джевецкого, на основании которого в 1878-1880 гг. была построена серия из 50 подводных судов, однако боевое применение этих кораблей вызывало массу вопросов. Каждое погружение подлодки Джевецкого было сродни опасному номеру в цирке. Кроме того, суда имели ручной движитель, т.е. в надводном и подводном положении передвигались за счет мускульной силы состава команды, и считаться полноценными боевыми кораблями не могли. Неудивительно, что уже в 1886 г. они были сняты с вооружения русского флота. В самом конце XIX - начале XX вв. промышленность наиболее развитых стран уже производила материалы и механизмы, необходимые для постройки полноценного боевого подводного корабля. Металлургия освоила высокопрочные никелевые сплавы и производство баллонов высокого давления, машиностроительными предприятиями успешно производились бензиновые двигатели внутреннего сгорания, электрические двигатели и высокоемкие аккумуляторные батареи. За рубежом, в первую очередь во Франции и США, уже появились реальные проекты, на основе которых вполне возможно было осуществить постройку боевого подводного корабля. 19 декабря 1900 г. руководством морского ведомства России по представлению морского технического комитета (МТК), был утвержден состав комиссии по созданию проекта боевого подводного корабля в составе корабельного инженера И.Г. Бубнова, старшего инженера-механика И.С. Горюнова и капитан II ранга М.Н. Беклемишева. Все члены комиссии являлись энтузиастами подводного плавания, хорошо разбирались в мировых тенденциях проектирования и строительства подводных судов, обладали достаточными знаниями и опытом практического проектирования кораблей и применения минно-торпедного оружия. В том же году МТК по согласованию с комиссией выдало техническое задание на проектирование подводного корабля.:

- прочность конструкции корпуса и простота устройства, движитель должен быть наиболее мощным;

- водоизмещение не более 100-150 т;

- дешевизна конструкции, что обеспечит массовое производство;

- надводная скорость должна обеспечивать поражение кораблей противника, проходящих мимо (подводная скорость в задании не оговаривалась);

- корабль должен обеспечивать надежное поражение судов противника движущихся малым ходом или стоящих на якорной стоянке;

- прочность корпуса должна обеспечивать полную безопасность команды в подводном положении, корабль в плавании должен быть обеспечен продовольствием и водой для личного состава;

- корабль должен быть вооружен 2-4 торпедными аппаратами, надежно обеспечивающие как надводные так и подводные пуски самодвижущихся мин (торпед).

Исходя из данных задания, комиссия определила основные характеристики для начала проектирования: проектное название корабля - "Миноносец № 113", водоизмещение: в надводном положении - 113 т, в подводном - 123 т, прочность корпуса обеспечивает погружение на глубину до 50 м, движитель для надводного хода - бензиновый, внутреннего сгорания, обеспечивающий дальность плавания средним ходом до 2500 миль, для подводного хода - электрический двигатель, питающийся от блока аккумуляторных батарей емкостью до 5000 а/ ч, обеспечивающий кораблю скорость подводного хода в 6 узлов в течении 10 часов, вооружение судна состоит из двух решетчатых торпедных аппаратов системы Джевецкого, миноносец должен быть обеспечен запасом сжатого до 100 атм. воздуха в пределах 1 м³ , иметь компрессор высокого давления, систему вентиляции всего обитаемого объема судна в течении 12 мин., магнитный компас, электрический камбуз, запас продовольствия в виде консервированных продуктов.

Следует отметить, что проектирование первого подводного корабля представляло совершенно сложную задачу для конструкторов, сравнимую, разве что с работой по созданию космического корабля "Восток". Поэтому, ставя во главу угла вопросы безопасности команды, создатели миноносца № 113 зачастую перестраховывались, закладывая в конструкцию корабля дополнительный запас прочности. Так, несмотря на то что в задании был указан придел глубины погружения в 50 м, в корпус корабля был заложен запас прочности обеспечивающий погружение на глубину в 50 морских саженей (92 м). Форма корпуса, цилиндрическая, была выбрана из соображений обеспечения максимально малого водоизмещения и максимальной прочности. Новаторским было решение конструкторов, вынести основные балластные цистерны за пределы прочного корпуса, что позволяло значительно снизить массу корабля. В целом корпус миноносца состоял из трех частей - центральной цилиндрической "прочной" части и "легких" носовой и кормовой частей, в которых разместились основные балластные и дифферентные цистерны. В прочном корпусе также была установлена средняя цистерна представлявшая вертикально установленный цилиндр, над которой располагался входной люк (внешняя рубка в проекте предусмотрена не была). Прочный корпус имел круглое сечение по миделю. Обшивка, состоящая из 8 мм листов высокопрочной никелевой стали, крепилась к 32 наружным шпангоутам, кроме того, изнутри корпус усиливался стрингерами, устанавливаемыми по пазам обшивки. Снаружи корпус обшивался древесиной. Внешняя обшивка представляла собой двухслойный набор брусков обшитый снаружи листами оцинкованного железа и служила для придания корпусу обтекаемой формы. Внутренние водонепроницаемые переборки отсутствовали. Для управления кораблем по курсу в кормовой части корпуса устанавливался двухперьевой вертикальный руль. Для управления по глубине были установлены три пары горизонтальных рулей, крепившиеся в носовой, центральной и кормовой частях корпуса. Система погружения и всплытия включала носовую, центральную и кормовую балластные цистерны, клапанные коробки, поршневую трюмную помпу с электроприводом и ручную помпу. Носовая и кормовая цистерны соединялись с помощью системы трубопровода. Перегон воды производился посредством трюмных осушительных насосов. Система вентиляции состояла из вдувной и вытяжной магистралей, электрических вентиляторов, воздухозаборника и системы управления. Для заполнения баллонов высокого давления сжатым воздухом использовался электрический компрессор. Топливная система включала топливные насосы, бензопроводы, две топливных цистерны, установленных с левого и правого борта от двигателя, кроме того для хранения топлива использовались четыре отсека кормовой балластной цистерны. Силовая установка состояла из однорядного шестицилиндрового бензинового двигателя разработанного русским инженером Б.Г. Луцким, служившего конструктором в германской фирме "Даймлер", установленного в кормовом отсеке, понижающей передачи, кулачковой разединительной муфты и гребного электрического двигателя, запитанного от блока из 50 аккумуляторных элементов, установленного в носовой части судна. Электродвигатель располагался сзади от бензинового и использовался для подводного хода, кроме того при надводном ходе служил для зарядки аккумуляторного блока. Гребной вал проходил в дейдвуде, на его хвостовике крепился четырехлопастный гребной винт. Вооружение миноносца состояло из двух минных аппаратов системы Джевецкого обр. 1898 г., служивших для пуска самодвижущихся мин (торпед) системы Уайтхеда. В феврале 1901 г. комиссия представила на рассмотрение МТК полностью проработанный проект миноносца № 113. После его утверждения, Главным управлением кораблестроения и снабжения флота, Балтийскому заводу (ныне ОАО "Балтийский завод", г. Санкт-Петербург) был выдан наряд на постройку корпуса миноносца № 113. 5 июля того же года корпус судна был заложен на стапеле завода. В ходе строительства корпуса, руководство завода пришло к выводу о том, что технологически целесообразно строить не корпус, а корабль в целом, о чем в сентябре 1901 г. представило доклад в морское ведомство. Доклад был поддержан мнением МТК. После рассмотрения доклада начальника Балтийского завода и мнения МТК, руководство морского ведомства предоставило заводу право заказывать комплектующие узлы и механизмы сторонним предприятиям, при соблюдении строгой секретности дальнейшего предназначения заказов. Листовая никелевая сталь и элементы прочностной конструкции корпуса были заказаны на Путиловском заводе (ныне ОАО "Кировский завод", г. Санкт-Петербург), двигатель внутреннего сгорания системы Луцкогои механизмы системы передач - германскому заводу Daimler-Motoren-Gesellshaft (ныне автомобилестроительный концерн Daimler AG , г. Штутгарт, Германия) , заказ на изготовление гребного, вспомогательных электродвигателей, а также компрессора разместили на заводе Сотер-Гарле (г. Париж, Франция ныне не существует), Компания аккумуляторов Фюльмена (г. Париж, Франция, ныне не существует) приняла заказ на изготовление аккумуляторных батарей. Производство воздушных баллонов высокого давления было поручено Обуховскому заводу (ныне ОАО "ГОЗ Обуховский завод", г. Санкт-Петербург), приборы и элементы электрооборудования поставляло АО "Шуккерт и К ° " (ныне ОАО "ВО Электроаппарат" г. Санкт-Петербург), АО "Александр Гинсберг и К ° " (завод "Фос" г. Варшава, Польша) получило заказ на производство перископа. В феврале 1902 г. был утвержден штат миноносца в составе двух офицеров, восьми унтер-офицеров и матросов. Командиром корабля был назначен капитан II ранга М.Н. Беклемишев. 14 сентября того же года миноносец был включен в состав Балтийского флота под названием "Миноносец № 150". К концу года проявилась тенденция к срыву сроков сборки узлов и механизмов, а также программы испытаний по причине задержки сроков поставки комплектующих изделий заводом "Daimler " и Обуховским заводом. К концу апреля усилиями руководства МТК и членов комиссии все затруднения с поставщиками были успешно разрешены. В середине мая 1903 г. миноносец № 150 был спущен на воду. В конце мая на корабле смонтировали двигатель. Построенный корабль сохранил принципиальную схему устройства в соответствии с проектом, однако в ходе строительства в проект были внесены некоторые изменения: в центральной части установлена небольшая рубка с откидным люком, по периметру которой размещались прямоугольные смотровые иллюминаторы. Впереди и сзади рубки установили две мачты. Миноносец был окрашен в серой (шаровой) краской. 8 июня 1903 г. миноносец № 150 впервые вышел в море на ходовые испытания, которые завершились 14 октября того же года. Эта дата отмечается как День подводных сил ВМФ ВС РФ. В процессе эксплуатации в устройство корабля вносились незначительные изменения. Зимой 1903-1904 гг. был установлен новый гребной винт с поворотными лопастями, увеличена площадь горизонтальных рулей, изменена форма носовой части, увеличена высота рубки, зимой 1906-1907 гг. установлена новая масляная система и новый газоотвод, зимой 1908-1909 гг. была переделана надстройка, сменена деревянная обшивка, произведен ремонт двигателя, сменена электропроводка, зимой 1912-1913 гг. на люк рубки была установлена система внешней аварийной подачи воздуха и система звонковой сигнализации между рубкой и машинным отделением, зимой 1913-1914 гг. изменили местоположение ноктоуза и установили новые элементы системы вентиляции.

31 мая 1904 года Высочайшим указом миноносцу было присвоено наименование "Дельфин". 6 июня того же года корабль был зачислен в летнюю кампанию Балтийского флота в качестве учебного корабля III ранга и в период по 16 июня произвел несколько учебных погружений на реке Нева имея на борту по 30-40 человек обучаемых. 16 июня 1904 г. во время очередного учебного выхода, затонул по вине команды, осуществлявшей погружение с открытым входным люком. В результате происшествия погибли лейтенант А.Н. Черкасов и 24 унтер-офицера и матроса. 18 июня 1904 г. с помощью плавучего портового крана был поднят на поверхность. Во время подъема произошли два взрыва гремучего газа. С июня по октябрь 1904 г. находился на ремонте и проходил послеремонтные испытания. В ноябре того же года был отправлен по железной дороге во Владивосток в состав Сибирской флотилии. 23 декабря прибыла во Владивосток. 1 января 1905 г. зачислен в состав отдельного отряда миноносцев крейсерского отряда Тихоокеанской эскадры. Место базирования определено на мысе Эгерьшельд. 21 февраля 1905 г. совместно с подводным миноносцем "Сом" совершил первый боевой поход на поиск японских кораблей в район м. Гамов. С 13 марта по 4 мая нес боевую службу, участвуя в поиске кораблей противника. 5 мая 1905 г. в ходе текущего ремонта произошел взрыв паров бензина. При попытке поставить миноносец в док, произошло 5 взрывов гремучего газа, т.к. не была произведена разгазовка аккумуляторных батарей. Находился в ремонте до 8 октября 1905 г. 6 марта 1906 года Высочайшим указом миноносец "Дельфин" перечислен в разряд подводных лодок. В июне 1906 г. перебазировалась в бухту Новик о. Русский. До октября того же года участвовала в летней кампании Сибирской флотилии. С мая по октябрь 1907 г. и с мая по октябрь 1908 г. - участие в летних кампаниях Сибирской флотилии. С ноября 1908 по май 1909 г. - прохождение капитального ремонта на Механическом заводе Владивостокского военного порта (ныне 178-й судоремонтный завод, г. Владивосток). С мая по октябрь 1909 г. - участие в летней кампании Сибирской флотилии. В апреле 1910 установлен новый блок аккумуляторных батарей. С мая по октябрь 1910 г. участие в летней кампании Сибирской флотилии, в ходе которой произвела 43 удачных пуска торпед из подводного положения. С ноября 1910 по апрель 1911 г. проходила плановый текущий ремонт. С мая по октябрь 1911 г. - участие в летней кампании Сибирской флотилии в составе дивизиона подводных лодок. С мая по октябрь 1912 г. - участие в летней кампании Сибирской флотилии, участие в сентябре того же года в общих маневрах флотилии. С ноября 1912 г. по июнь 1913 г. - прохождение очередного текущего ремонта в сухом доке. С августа по октябрь 1913 г. и с мая по октябрь 1914 г. - участие в летней кампании и общих маневрах Сибирской флотилии. В январе 1915 г. штат лодки увеличен на два человека (всего стало 22). С мая по октябрь 1915 г. - участие в летней кампании Сибирской флотилии. 17 марта 1916 г. получен приказ о перебазировании в порт Архангельск по железной дороге. 25 июня того же года прибыла в Архангельск, где была произведена сборка узлов и механизмов и их установка на судно. 30 июня зачислена в состав дивизиона подводных лодок с базированием в порту Александровск, куда прибыла на буксире в августе месяце. 8 октября вместе с другими кораблями дивизиона включена в состав флотилии Северного ледовитого океана. К началу марта 1917 г. приведена в боеспособное состояние. 26 марта 1917 г. получила серьезные повреждения во время шторма. 10 августа лодка сдана в порт на хранение. 23 августа 1917 г., учитывая неудовлетворительное техническое состояние, была исключена из реестра судов флотилии Северного ледовитого океана. В 1924 г. передана Беломорскому отделению ЭПРОН и переделана в судоподъемный понтон. 16 марта 1932 г. решением Совета труда и обороны (СТО) СССР исключена из состава плавсредств и передана "Рудметаллторгу" для разделки.

Тактико-технические характеристики

Наименование характеристики

Единица измерения

Значение характеристики

1

Водоизмещение надводное

т

113

2 Водоизмещение подводное т

135,3

3

Длина по ватерлинии

м

19, 6

4

Ширина по миделю

м

3, 59

5

Осадка на миделе

м

3,0

6

Запас плавучести

%

8, 7

7

Рабочая глубина погружения

м

26
8 Предельная глубина погружения м до 50
9 Время пребывания в подводном положении на ходу

ч

2, 5
10 Время пребывание в подводном положении без хода ч 15

11

Экипаж (1915 г.)

чел.

22

12

Мощность карбюраторного двигателя "Даймлер"

л.с.

1х300

13 Мощность электрического двигателя "Сотер-Гарле" л.с. 1х120

14

Количество элементов АКБ Фюльмена

шт.

50

15

Емкость АКБ

А/ ч

3600

16 Запас топлива максимальный т 5,3
17 Скорость надводная максимальная уз. 11
18 Скорость надводная крейсерская уз. 9
19 Скорость подводная максимальная уз. 4, 5
20 Дальность плавания надводная миль 400
21 Дальность плавания в подводном положении миль 35
22 Вооружение шт. 2х457 мм торпедных аппарата системы Дждевецкого
23 Боекомплект: 457 мм торпеды системы Шварцкопфа шт. 2
24 Средства наблюдения перескоп


РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДРМ

MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE OF THE PROJECT 667BDRM

19.01.2017


Атомная подводная лодка (АПЛ) стратегического назначения «Тула» будет передана Военно-морскому флоту РФ после прохождения планового ремонта в декабре 2017 года, сообщил РИА Новости в понедельник официальный представитель Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Гладышев.
В декабре 2014 года АПЛ «Тула» была отправлена в ЦС «Звездочка» на ремонт, который позволит продлить срок эксплуатации подлодки на 3,5 года. «Передача атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Тула» Военно-морскому флоту после проведения планового ремонта намечена на декабрь этого года», — сказал Е. Гладышев. Он добавил, что в первом квартале 2017 года «Тула» будет выведена из эллинга, после чего специалисты «Звездочки» будут проводить работы на плаву.
РИА Новости

21.01.2017


Продление срока службы РПКСН пр. 667БДР и 667БДРМ нежелательно, так как они не отвечают современным требованиям. Такое заявление сделал генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит.
По его словам, эти лодки весьма шумные и служат уже 30 лет, их ремонт и модернизация нерациональны. Новые стратегические лодки пр. 955 отвечают как интересам безопасности страны, так и экономически целесообразны.
Лодки пр. 667БДР и 667БДРМ оснащены жидкостными БРПЛ для поражения стратегических объектов противника.
Военный паритет

Атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту сами по себе - произведение искусства водоизмещением в несколько тысяч тонн. Подлодки «судного дня» - оружие во всех смысла уникальное. Технические решения по обеспечению живучести, вооружение и средства контроля обстановки и связи - не просто отдельные узлы и агрегаты, а десяток работ профильных НИИ и предприятий. Именно благодаря тому, что при проектировании субмарин разработчики учли потенциал для модернизации, многие из подлодок времен «холодной войны» возвращаются в строй после переоснащения современным оборудованием и вооружением.
Специалисты уверены - сравнительно небольшая работа по модернизации позволит на протяжении десятилетий обеспечивать ядерный паритет и неотвратимость ответного ядерного удара в случае агрессии против России, а переоборудование субмарин под использование глубоководных аппаратов позволит решать узкоспециализированные задачи на большой глубине.Потенциальная угроза Для любого вероятного противника боевое дежурство ракетного подводного крейсера стратегического назначения - головная боль, переходящая в мигрень. Степень опасности таких подводных лодок, а точнее, ракет с ядерной боевой частью в их отсеках для вооружения, очень емко описывает один зарубежный термин. «Неприемлемый ущерб» в понимании зарубежных военных, прежде всего, связан с самой возможностью нанесения полномасштабного ядерного удара всей «ядерной триадой» - с воздуха, суши и моря.Вследствие этого, размыта и величина «неприемлемого ущерба». Однако специалисты отмечают, что для американских военных - главного оппонента Советского Союза в «холодной войне», главным страхом были и остаются подводные лодки, способные нанести удар неожиданно, находясь при этом в непосредственной близости от границ страны.
Именно созданию и модернизации таких субмарин сначала в Советском Союзе, а затем и в России всегда уделяли особенное внимание. Наращивание ядерного щита страны - дело нужное и важное, но модернизация уже существующих субмарин и переоснащение бортового оборудования и вооружения - задача не меньшей важности. АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин», несмотря на год спуска на воду головного корабля - уникальные субмарины. Еще на этапе проработки специалисты ЦКБМТ «Рубин» учли практически все, что было необходимо для постройки стратегических подводных ракетоносцев.
Лодка получила прочный корпус, покрытый специальным материалом для снижения шумности и заметности, переработанную силовую установку, и знаменитый на весь мир отсек для вооружения - тот самый «горб» на несколько десятков метров позади рубки, в котором хранятся межконтинентальные баллистические ракеты. Эксперты и историки флота отмечают, что несмотря на частичное сходство АПЛ второго и третьего поколения, по уровню технологических решений «Дельфин» смог бы потягаться с лунной программой или созданием перспективной орбитальной станции.Уничтожение и рекорд
Обеспечить применение баллистической ракеты в условиях, когда субмарина-носитель фактически является целью «номер один» - непросто даже опытному экипажу. Несмотря на то, что боевое дежурство и управление крейсером с полным водоизмещением более 18 тысяч тонн доверяют только профессионалам, применением вооружения, от которого зависит жизнь целого государства нужно владеть в совершенстве. Применение баллистических ракет с борта «Дельфина» - процесс уникальный. Конструкция лодки и ракетных шахт позволяет «возить» с собой до 16 баллистических ракет Р-29РМУ2 «Синева».
Запуск таких ракет в боевых условиях может проходить без всплытия субмарины на поверхность с глубины до 50 метров, а дальность полета ракеты ограничивается отметкой в 9 с небольшим тысяч километров. «Дельфину», кстати, принадлежит совершенно уникальный ракетный рекорд стратегического назначения, повторить который военно-морской флот зарубежных государств до сих пор не сумел.Как многие уже успели догадаться, речь идет об уникальной операции «Бегемот-2», в основу которой заложили худший сценарий развития международного кризиса, при котором от экипажа подводного крейсера требовалось не просто осуществить пуск ракеты, а выпустить в направлении условного противника весь возимый боекомплект субмарины. 16 баллистических ракет с интервалом в несколько секунд работы из надводного положения улетели в сторону условного противника, а подводная лодка К-407 и ее экипаж застолбили за собой звание первых в мире по подобным операциям. Впрочем, уникальные операции подлодке этого проекта предстоит проводить и в ближайшем будущем.
Из «стратега» в «диверсанты»
Одна из подводных лодок проекта 667БДРМ недавно вернулась в строй после капитального ремонта. Однако К-64 (БС-64 «Подмосковье») существенно изменилась. Уникальную субмарину из «всадника апокалипсиса» превратили в уникального подводного разведчика-диверсанта. Нужно отметить, что процесс модернизации оказался сложным и долгим - работы велись аж с 1999 года и по разным причинам ввод АПЛ в строй был серьезно скорректирован.
Однако, несмотря на эти сложности, атомный разведчик-диверсант уже вышел на ходовые испытания, и по их завершению будет принят в состав флота. Словосочетание «разведчик-диверсант» в этом контексте употребляется специально, ведь в качестве основного вооружения К-64 теперь выступают не огромные баллистические ракеты, способные стереть с поверхности планеты целые страны, а глубоководные аппараты. Главное предназначение таких глубоководных модулей - противодействий любым попыткам внедриться в каналы связи и управления, т.н «жучки» на подводных кабелях. Особенность глубоководных аппаратов, «запускаемых» с борта подводной лодки состоит не столько в том, на какую глубину такая техника может погружаться, а в том, насколько автономно и длительно такая техника может работать.
Специалисты отмечают, что подводная лодка в этом случае будет служить лишь носителем, а после отделения глубоководных аппаратов сможет «уйти домой» и вернуться в район уже после того, как глубоководные разведчики выполнят всю работу. Эксперты отмечают, что действовать уникальной субмарине предстоит, в том числе, в арктических широтах. Именно к этому региону с недавнего времени приковано пристальное внимание ведущих мировых держав - колоссальные залежи полезных ископаемых и территориальные претензии некоторых государств еще не раз окажутся в новостных заголовках.
Несмотря на то, что состав оборудования, которым пользуются для морских работ в Главном управлении глубоководных исследований неизвестен, выбор беспилотных морских разведчиков для работы на огромной глубине объясняется просто. Эксперты отмечают, что ни один из существующих глубоководных аппаратов с экипажем внутри не сравнится с беспилотниками по живучести и безопасности.«Глубоководную работу уже осуществляла ПЛ АС-12 "Лошарик". Тогда после 20 суток плавания всего-то исправили деформации корпуса, вызванные давлением на больших глубинах, а также провели незначительный ремонт и проверили работу ряда механизмов», - пояснил военный эксперт Алексей Леонков. Есть основания полагать, что кроме переоборудования субмарины-носителя существенным доработкам подвергнутся и сами глубоководные аппараты.
Кроме выполнения задач в интересах Минобороны России, морские глубинные беспилотники смогут заниматься геологоразведкой и другой научной работой. Помимо прочего, такую субмарину можно будет задействовать и в поисково-спасательных операциях - например, осуществлять обследование затонувших кораблей или разбившихся авиалайнеров. Специалисты не исключают, что в будущем по мере строительства новых ракетных крейсеров стратегического назначения и ввода субмарин в эксплуатацию подводный флот специального назначения может быть увеличен, ведь задач, для решения которых требуется глубоководная техника и соответствующие корабли-носители с каждым годом, становится все больше.

В Советском Союзе прекрасно понимали насколько важно иметь в постоянной боевой готовности мощный ракетно-ядерный подводный флот, способный в любой момент нанести вероятному противнику невосполнимый ущерб. Начатая в середине 70-х годов работа по созданию подводного ракетоносца нового поколения была ответом СССР на создание в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо». В сентябре 1975 года правительственным решением дан старт работ в этом направлении, результатом которых стал проект отечественного ракетоносца третьего поколения 667БДРМ.

Для скорейшего достижения поставленной цели конструкторы ЦКБМТ «Рубин» не стали изобретать велосипед. Основные усилия были приложены к модернизации уже существующего проекта ракетоносца проекта 667БДР «Кальмар».

Эта подводная лодка относился к кораблям второго поколения, однако по многим техническим и технологическим параметра конструкция корабля позволяла добиться существенной модернизации. Внеся существенные коррективы в существующий проект, советским конструкторам удалось получить практически новый боевой корабль. Основными акцентами в новом проекте стали:

  • внедрение технических средств уменьшения гидроакустической шумности лодки;
  • адаптация корпуса и систем лодки под новые виды вооружений;
  • установка новых навигационных систем, средств управления и обнаружения целей.

С этой целью специалистами КБ и судостроителями было изготовлено огромное количество экспериментальных стендов, на которых проходили проверку новые звукопоглощающие устройства, средства снижения виброизоляции. Активно велись работы по снижению гидролокационной заметности отдельных частей конструкции. Новые подводные лодки проекта 667бдрм Дельфин по расчетным данным должны были лишить преимущества американцев в области ударных стратегических вооружений.

Помимо этого, новая субмарина получила новый корпус, поверхность которого была покрыта специальным изоляционным материалом. В корпусе появилась дополнительная конструкция — длинный горб, протянувшийся на весь корпус позади рубки. Этот элемент стал фирменной фишкой отечественных ракетоносцев, отличавший их от всех существующих кораблей этого класса. В этой части корпуса размещались 16 баллистический межконтинентальных ракет дальностью свыше 8 тыс. км.

Первый корабль проекта 667БДРМ, получивший название К-51, был заложен в 1981 года на верфи Северодвинского машиностроительного завода. Строительство лодки велось три года. Зимой 1984 года лодка была спущена на воду, а в декабре того же года корабль вошел в состав ВМФ Советского Союза. Корабль поражал своими размерами и внешним видом, напоминавшим огромное горбатое морское животное. Огромная сигара имела длину 167 метров и водоизмещение свыше 10 тыс. тонн. Еще в момент постройки советскому ракетоносцу на Западе присвоили код «Delta IV», отнеся корабль к разряду подводных ракетоносцев с огромной боевой мощью.

Вслед за головной лодкой в строй вошли еще 6 однотипных субмарин. В период с 1984 года по декабрь 1990 года Советский Союз обзавелся целой флотилией сильнейших подводных кораблей, ставших важнейшим элементом ракетно-ядерного щита страны. После развала Советского Союза на эти корабли выпала доля стать основными элементами морской компоненты ядерной триады Российской Федерации. Шесть кораблей, пройдя в определенное время профилактический и капитальный ремонт, находятся на сегодняшний день в строю и несут боевое дежурство. Корабли входят в состав 31-1 дивизии подводных лодок и базируются на ВМБ Гаджиево. Одна субмарина К-64, получившая в последствие номер БС-64, была переоборудована в носитель малых подводных лодок.

Несмотря на то, что самый первый корабль проекта 667БДРМ, лодка К-51 «Верхотурье» была спущена на воду более 30 лет назад, субмарина сегодня находится в полной боевой готовности. После капитального ремонта, проведенного на заводе «Звездочка», обновленная и модернизированная субмарина в конце 2012 года вернулась в строй. Ее более молодые сестры, подводные лодки К-114 «Тула» и К-117 «Брянск» ранее прошли средний ремонт и находятся сейчас на боевом дежурстве.

Особенности проекта 667БДРМ

Российский ВМФ в виде подлодок проекта 667БДРМ получил хорошее наследство. Благодаря своей конструкции, субмарины оказались живучими. Несколько серьезных аварий, которые сопутствовали боевой службе кораблей, были достаточно быстро устранены. К тому же сама конструкция лодки позволяла без особых конструктивных изменений проводить ее модернизацию в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми новыми видами вооружений. Основная причина такой универсальности — высокие конструктивные характеристики кораблей, вобравшие в себя все самое лучшее, чего сумели достичь отечественные корабелы за годы постройки кораблей подобного класса.

Ряд технических решений, используемых в конструкции субмарины, можно сравнить с технологиями космических программ. Чего только стоит система подавления шумов подводного корабля. По этим характеристикам советские, а теперь и российские подводные ракетоносцы, считаются самыми малошумными. Во время несения боевого дежурства отследить местоположение корабля практически невозможно. Еще в процессе конструирования основным районом действия новых кораблей были определены полярные области нашей планеты. Действуя на границе кромки ледяного панциря и чистой воды, советские субмарины могли долгое время находиться вне зоны досягаемости гидролокаторов кораблей ВМС США и стран НАТО. Обнаружение отечественных ракетоносцев класса Delta IV становилось для вероятного противника большой проблемой.

Действуя в прибрежных районах и находясь под постоянным прикрытием надводных сил флота, лодки проекта 667БДРМ становится практически неуязвимыми. В таких условиях территория потенциального противника становилась беззащитной от ответного ракетно-ядерного удара.

Следует отметить, что ракетные крейсера проекта 667БДРМ стали первыми отечественными лодками, с которых осуществлялся полноценный ракетный залп всего боекомплекта, находящегося на борту. Несмотря на неудачу, подготовительные мероприятия и последующие действия по ликвидации аварийной обстановки легли в основу целой программы совершенства живучести подводного корабля.

Рассматривая проект в целом, следует отметить особенности конструкции лодки. Главная деталь – увеличенная высота ограждения ракетных шахт. Это было сделано ввиду последующей установки на боевые суда баллистических жидкостно-топливных ракет Р-29РМ. Трехступенчатая ракета достигала высоты 14,8 метров при массе свыше 40 тонн. На субмарине было установлено 16 таких ракет с двумя вариантами оснащения боеголовки – десятиблочной и четырехблочной.

В связи с увеличившимися размерами ракетного вооружения, потребовалось увеличить измерения прочного корпуса. Легкий вариант получил новые обводы и конфигурацию в районе 1-3 отсеков. В связи с высокими требованиями по шумности корабля, в ряде его отсеков были установлены специальные устройства – звукопоглотители и виброкомпенсаторы. Сталь, используемая в конструкции легкого и прочного корпуса, позволяла субмарине опускаться на рабочую глубину 400 метров. Предельно допустимая глубина погружения корабля составляла 650 метров.

Энергетическая установка на субмаринах проекта 667БДРМ была представлена двумя ядерными реакторами марки ВМ-4СГ, которые обладают суммарной мощностью 180 МВт. Оба ядерных реактора приводят в действие основную газо-энергетическую турбинную установку мощностью 60 тыс. л/с. Подводный корабль приводился в движение двумя пятилопастными винтами, сообщавшими кораблю подводную и надводную скорость 24 и 14 узлов соответственно.

Для энергообеспечения корабля в автономном режиме на лодке были установлены два дизельных генератора и два турбогенератора, обеспечивающие электроэнергией системы жизнеобеспечения корабля и движения малых ходом.

Заслуживает внимания внутренняя компоновка корабля, в которой постарались учесть все аспекты повышения уровня комфорта для экипажа субмарины. На лодках этого типа появились сауны, солярий и спортивные и тренажерные залы. Качественно изменилась система регенерации воздуха, позволяющая поддерживать безопасный химический состав воздуха во внутренних помещениях субмарины.

Система вооружений

Говорить много о главном оружии кораблей проекта 667БДРМ не приходится. Сегодня все шесть кораблей, находящиеся в составе российского флота переоборудованы под новые модернизированные модификации баллистических ракет Р-29РМУ2 и Р-29РМУ2.1 типа «лайнер». Количество ракет осталось прежним — 16 шт., однако все боевые части имеют четыре боевых блока. Ракетный комплекс Д-9РМ, которыми оснащаются российские ракетоносцы проекта 667БДРМ, считается за океаном одним из самых мощных ракетно-ядерных систем. Ракетный залп может осуществляться из подводного положения корабля на глубине до 55 метров.

В качестве тактического оружия, лодки оборудованы минно-торпедными комплексом, состоящим из 4-х торпедных аппаратов калибра 533 мм. Лодка может вести огонь всем существующим на сегодняшний момент торпедным оружием, включая ракето-торпеды. Запас торпед составляет 12 шт. Управление огромным кораблем осуществляется через центр БИУС «Омнибус-БДРМ». Через этот комплекс осуществляется обработка поступающей информации о целях и условиях для маневрирования и последующего боевого применения средств вооружения корабля. Серьезным преимуществом, которым обладают модернизированные лодки проекта 667БДРМ, является наличие нового гидроакустического комплекса «Скат». Новый ГАК оснащается крупногабаритной антенной, защищенной стеклопластиковым обтекателем.

Противовоздушная оборона корабля возложена на зенитно-ракетные комплексы 9К310, находящиеся в распоряжении членов экипажа. Управление кораблем осуществляет экипаж из 140 человек.

Ближайшее будущее корабля

Исходя из потребности российского ВМФ, иметь в строю до 10 боеспособных подводных ракетоносцев, на самом высоком уровне принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высокой степени технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, находящихся в составе 31-й дивизии, на данный момент удовлетворительное. Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла в 2010 году капитальный ремонт. По предварительным данным срок службы корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные мероприятия коснулись и других субмарин проекта 667БДРМ. Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.

Помимо несения боевого дежурства, российские подводные лодки в целях поддержания боеготовности на высоком уровне, участвуют в запуске коммерческих грузов в рамках освоения космических программ. Для запуска искусственных спутников используются ракеты Р-29РМ. Благодаря таким программам, удается не только поддерживать ракетный комплекс на должном уровне, но и осуществлять мониторинг всех систем корабля.

Перспективы российских подводных ракетоносцев на сегодняшний день выглядят не совсем радужно. Остро встает вопрос об обеспечении технической базы действующих кораблей, ресурс которых естественным образом подходит к концу. В планах командования ВМФ по модернизации отечественного флота, подводные лодки проекта 667БДРМ занимают сегодня важное место. Именно они должны обеспечить обороноспособность страны на переходный период до тех пор, пока в строй не войдут новые подводные лодки, пока не закончится модернизация субмарин других классов.