Заброшенные советские аттракционы - города и веси россии. Советские аттракционы в Загородном парке

Заброшенные советские аттракционы - города и веси россии. Советские аттракционы в Загородном парке
Заброшенные советские аттракционы - города и веси россии. Советские аттракционы в Загородном парке

Отжившие свой век аттракционы завораживают специфической красотой. Они наполнены своей, особой энергетикой. Смотря на них, можно представить, как когда то, на них отдыхали взрослые и дети. Как приносили они радость и хорошее настроение людям.

Сейчас аттракционы советского времени в Загородном парке находятся в очень плачевном состоянии. Почти что заброшенном. Проржавевшие, с облупившейся краской, местами заросшие травой и кустами. Небольшой и частичный косметический ремонт только подчеркивает их удручающее состояние. Не знаю, можно ли назвать их заброшенными, но по своему назначению они явно не используются. Все аттракционы "классические", такие можно найти в парках практически любого города.

1. Автодром

"Автомобили", "машинки", "электрические машинки" - как их только не называли. Один из любимых аттракционов детства. Многие наверное любили покататься на маленьких электромобилях и ощутить всплеск адреналина от столкновений с соседнем электромобилем.



Навес на площадкой давно демонтировали.


Похоже, что ограду покрасили не так давно.

2. Качели-лодочки.
Аттракцион для развлечения взрослых и детей. Пользоваться им нужно было вдвоём.


Если сильно постараться, можно было раскачаться чуть выше горизонтальной плоскости. Ощущения просто незабываемые.


Тормоз - длинная планка, которая поднималась снизу, когда смотритель давил на рычаг и качели терлись о неё и постепенно останавливались.


Натянутый трос - что бы не пользовались качелями.


Единственный аттракцион с предупреждающей табличкой.

3. "Юнга"


Маленький кораблик, способный прокатить малышей как будто по настоящим морским волнам.


Свой последний рейс вокруг маяка "кораблик" сделал давно.

4. "Орбита" лайтовая версия . Если память не изменяет, назывался - "Колокольчик"


Карусель для детей от 3-х до восьми лет.


При посадке нужно было пристегнуться цепочками к креслам. При движении сидения отклонялись чуть назад и плавно раскачивались.

5. "Орбита"


Для взрослых и детей от 10-ти лет. На такой карусели кататься было особенно круто - вращение сопровождается одновременным подъемом и опусканием. Обеспечивает такое движение стрела, меняющая угол наклона до 45 градусов.


Усаживаемся в кресла, опускаем защитный обруч, раскручивается диск карусели, всё трещит и скрипит. Поехали.)

6. "Сюрприз"


Своеобразная центрифуга. Пользоваться можно было детям от 16 лет, взрослым до 50-ти.


Для правильной работы было важно, что бы посетители равномерно распределялись по кругу.


Угол максимального подъема стрелы 65 градусов.

7. "Веселые горки"


"Веселые горки" - аттракцион семейный, для всех возрастов. Напоминают "американские горки", но с гораздо меньшей экстримальностью.


Монорельсовая система.


На площадке уже вовсю проростают кусты.

8. "Колесо обзора"


"Чертово колесо" появилось в парке в конце 80-х, начале 90-х. Высота его около 25-27 метров.


Сейчас находится в плачевном состоянии.


Часть кабинок без крыши, на некоторых не хватает сидений. Посадочное место вообще ужасно.

Удивительно, что завод, который производил эти аттракционы в СССР, до сих пор работает.

Аттракцион «Маятник». Такие аттракционы часто устанавливали в качестве мнимой «тренировки для будущих летчиков и моряков». Необычная конструкция приводится в движение за счет деревянного противовеса, который в случае слишком сильного замаха блокируется специальным ограничителем. Фото сделано в 1937 году, в ЦПКиО им. Горького, Москва.

Одним из самых популярных аттракционов была, конечно, парашютная вышка. Металлическая конструкция со спиральным подъемом возносилась над землей на 40 метров. На раскрытом парашюте, как Мэри Поппинс на большом зонтике, прыгающий опускался на землю. Для страховки использовался металлический трос. ЦКПиО им. Горького, Москва, 1930 год.


«Виражные самолеты» — первый аттракцион с подъемным вращением. Он представлял собой два двухместных «самолета», закрепленных на стрелах. Благодаря силе тяги самолеты вращались вокруг колонны, при этом меняя высоту полета. 1964 год, совхоз «Красное», Краснодарский край.

Карусель сложного вращения «Спираль». Оригинальная конструкция позволяла перемещать стержни с кабинами по виткам восходящей и нисходящей спиралей в сложной траектории движения. Измайловский парк, Москва, 1971 год.

И конечно, гвоздь программы — «Колесо обозрения». Всем известен аттракцион в виде большого вертикального колеса, к ободу которого крепятся кабинки для пассажиров. На фото — Малое колесо Обозрения (а тогда просто «Колесо обозрения») в ЦПКиО им. Горького, 1934 год.

Всегда хотели прыгнуть с парашюта, но боялись это сделать? А как насчет испытать собственную смелость (и вестибулярный аппарат), раскачиваясь над землей на огромном маятнике? Для таких аттракционов требовалась в первую очередь изрядная доля отваги и авантюризма, которых, впрочем, у советского человека было в избытке. Теперь и вы можете оценить пять самых лучших советских аттракционов по версии «Популярной механики»!

Ежегодно исчезают старые парковые аттракционы из детства. Они ломаются, их списывают, разбирают на металлолом, портят вандалы и просто перестают обслуживать из-за отсутствия запчастей.
В парке им Л.Н. Толстого в подмосковном г. Химки в начале 80-ых гг было около 30 парковых аттракционов для разных возрастных групп. В 90-ые гг не осталось ни одного,и только в этом 2013 году, летом установили первый и пока единственный аттракцион "Колесо Обзора". Ура!! Потому что больше подобных примеров по паркам в небольших городах, увы, не знаем.

Поэтому призываю всех - фотографируйте старые аттракционы! Пусть хоть на снимках сохранятся для памяти и истории.

Один из старейших аттракционов Советского союза был построен в 1931 году в Москве, ЦПКиО им Горького. Колесо Обозрения - высота 14 метров. К VI Всемирному Фестивалю Молодежи и Студентов 1957 года было построено и введено в эксплуатацию новое Колесо Обозрения, высотой в 45 метров- один из самых высоких аттракционов СССР. Поэтому с того времени старый аттракцион называется "Малое Колесо Обозрения". Оба колеса демонтированы к 2009 году.

Таким образом Малое колесо Обозрения просуществовало около 78 лет.

Б. Игнатович, 1934 г Малое Колесо Обозрения (тогда ещ просто Колесо Обозрения) в ЦПКиО им. Горького.

Малое колесо обозрения в ЦПКиО им Горького 1952 год, фотография из журнала "Смена" 1952 г №16

Малое колесо обозрения в ЦПКиО им Горького 1956 год Жак Дюпакъе
Жак Дюпакье - французский академик и член Французской коммунистической партии.
Приезжал В СССР 3 раза - 1956, 1964, 1975


История первых аттракционов восходит к ярмарочным балаганам, к пасхальным, масленичным, святочным гуляньям, к простейшим изобретениям, к первым механизмам, изначально приводимым в движение людьми и тягловой силой, и пр. Про это как-нибудь потом.

В СССР до 1959 года изготовлением аттракционов занимались кооперативно-промысловые артели и мелкие мастерские.
В 1920-40 ые гг страна остро нуждалась в металле, поэтому, как правило, все развлекательные и спортивные сооружения строились из дерева, аттракционы в том числе. И довоенные аттракционы, практически, не дошли до наших дней.
А очень жаль, т.к. среди них были весьма оригинальные!!!

В этот период советской истории широко освещаются в прессе героические экспедиции Главсевморпути, достижения ОСАВИАХИМа, подвиги полярных летчиков, открытия геологов и многое другое. Пропаганда того времени неустанно повторяет: Стране нужны сильные и здоровые люди! Повсеместный культ героизма и физического здоровья отразился и на аттракционах. Почти в каждом городе устраиваются парашютные вышки, вышки для прыжков в воду, аттракционы- тренажеры для "будущих летчиков и моряков", и др всевозможные развлечения для развития ловкости и силы. Этим аттракционам даются звучные названия: Испытание на смелость, Горка для героев, Полет на Северный Полюс, Перелет Леваневского и пр. и пр.

Вот, например, аттракцион по типу маятника для имитации полета.
Обратите внимание - фермы деревянные. Сам аттракцион вызывает интерес и техническим решением: при движение маятник, наверное, с достаточной силой, ударяется об ограничитель и это, должно быть, малоприятно. И для чего служит заборчик - для страховки или чтобы можно было отталкиваться руками? Хотелось бы комментариев от более технически осведомленных людей про принцип действия=)))

1937г ЦПКиО им Горького, Москва Б. Игнатович



Самым популярным довоенным аттракционом, конечно, была парашютная вышка.

"Для отработки практических навыков в оставлении самолетов в начале тридцатых годов ОКБ Гроховского разработало так называемую парашютную вышку. Это была металлическая ферма высотой 20—25 метров с площадкой наверху. На раскрытом парашюте, как на большом зонте, удерживаемом металлическим тросом, прыгающий опускался на землю. Первая такая парашютная вышка была построена 10 мая 1933 года в городе Пушкине (бывшее Царское Село)." http://desantura.ru/forum/forum45/topic17786/
Затем парашютные вышки начали строить по всей стране.

Вид на вышку через знаменитую Девушку с веслом


Парашютная вышка в ЦПКиО им Горького. Фото Х.Формана, 1939 год.




Так как в небольших городах средств для строительства парашютных вышек не было, использовали...
колокольни церквей.
К сожалению, нет никаких сведений в каком городе сделана эта фотография, кто на ней изображен. Видимо, освобождение во время ВОВ населенного пункта,
источник фотографии утрачен.
Но смотреть на это глумление больно и тяжело.


Калязин, колокольня, которая будет потом затоплена и немым памятником подниматься со дна водохранилища.

"Популярность парашютных вышек была очень велика, в Советском Союзе была разработана специальная парашютная вышка для детей дошкольного возраста.
То была обычная горка, которая заканчивалась на высоте 1,5 метра от земли, сзади которой размещалась стрела к которой крепился парашютик. Наверху на ребёнка пристегивали подвесную систему, он скатывался вниз по желобу, а с 1,5 м мягко приземляется под куполом.
Про это есть репортаж в кинохронике и сообщения в зарубежных газетах.

источник http://desantura.ru/forum/forum45/topic17786/
текст под снимком
" Air-minded soviet children are provided with thrills of parachute jumping trough use of special towers erected in many city parks. Equipped with small parachute, the youngsters slide down a chute atop the 14-foot towers and settle slowly to the ground. Metal guide rings keep the parachutes open..."
"Советские дети могут получить представление о прыжках с парашюта, спускаясь со специальных башен, установленных во многих городских парках. Надев специальный парашют, дети скатываются вниз по желобу с вершины 14-футовой башни (14 футов= 4,267 метра), а затем медленно спускаются на землю на парашюте. Специальные металлические кольца держат парашют открытым."

После войны вышки так же строились в парках, как аттракционы, до 70 гг.

Ленинград. Парашютная вышка в Приморском парке Победы, смонтирована в 1957 году.

А затем остались в основном атрибутами спортивных и военных баз, как наземные тренажеры для подготовки к прыжкам с парашютов.
Остовы разрушенных вышек долго сохранялись в парках, в парке Сокольники есть и по сию пору.


2013 остатки парашютной вышки в парке Сокольники

В 2006 году в Киеве отреставрировали и открыли для прыжков вышку в Парке аттракционов "База Спецназа" на Трухановом острове.
прыжок стоит 100 гривн, это около 390 рублей.

Для прыжка с вышки вес человека должен быть не меньше 45 и не больше 100 кг, иначе не срабатывает противовес. Приземление достаточно жесткое и есть вероятность травм. Но сейчас есть способы устранить этот недостаток - сделать покрытие с частичной амортизацией.
По мнению опытных парашютистов прыгать с вышки страшнее, чем с самолета, т.к. земля совсем близко.

При том, что сейчас желающих прыгать с парашюта огромное количество, не понятно, почему бы не возродить это аттракцион в парках?

В США тоже была легендарная парашютная вышка в парке аттракционов на Кони Айленд в Бруклине с интересной историей.
Высота этой вышки достигала почти 80 метров, 12 парашютов, лифт. Была привезена из Нью-Йорка после всемирной выставки 1939 года и смонтирована в парке аттракционов на Кони Айленд в Бруклине. С тех пор вышка пользовалась бешеной популярностью. Ее называли бруклинской Эйфелевой башней.

Однажды на вышке даже сыграли свадьбу. Жених с невестой, гости и корреспонденты спустились одновременно на всех двенадцати парашютах. Утром молодая подала на развод, но это к делу не относится.
Башня приносила своим владельцам солидный доход вплоть до 1968 года, когда бизнес пришлось остановить из-за судебного иска. Случилось так, что в воздухе во время прыжка застрял черный мальчик, запутался в стропах и провисел вниз головой примерно полчаса. Ребенок, конечно, испугался, но остался невредим. Родители решили получить деньги за моральный ущерб и обратились к черному же адвокату. Адвокат оказался неленивым и разыскал закон штата Нью Йорк 1843 года. Причин принятия зтого закона, разумеется, никто не помнит, но по нему "запрещается подвешивать вниз головой черных мальчиков моложе 12 лет, на высоте больше трех футов и на время не более 20 минут". На момент происшествия потерпевшему было 11 лет и, как выяснилось во время слушаний, он провисел на высоте 120 футов 35 минут. Адвокат получил для своих клиентов фантастическую по тем временам сумму в 700000 долларов, владельцы вышки разорились, бруклинцы лишились одного из любимых развлечений.
http://d-awards.ru/246-chernyjj_parashjutist.html

В 2004 году власти решили восстановить её, просто как архитектурное сооружение, без прыжков с парашюта. теперь башня служит украшением пейзажа с интересной сложной подсветкой.

Наткнулась на фотографию - аттракцион «Летающие люди», который появился в парке уже к 1935 году. В конце 40-х годов он дешевле всех прочих аттракционов - 10 копеек, или в пять раз меньше одной поездки на метро. Сеанс состоял из 5-6 полетов по дуге в 180 градусов - так что примерно половину времени, проведенного на этом аттракционе, развлекающийся проводил вниз головой.

Аттракцион «Летающие люди», 1935 г.

А вообще в СССР до 1959 года изготовлением аттракционов занимались кооперативно-промысловые артели и мелкие полукустарные мастерские.

Все изменилось 9 мая 1959 года, когда приказом Управления местной промышленности Краснодарского края на базе мелких полукустарных предприятий горпромкомбината и кооперативно-промысловых артеллей "Металлист" и "Красный кузнец" было принято решение об основании первого в СССР Ейского механического завода "Аттракцион".

Несмотря на примитивную базу и небольшое для такого завода число рабочих – немногим более трехсот человек – здесь в предельно короткие сроки основали производство, и уже через год "Аттракциону" присвоили статус предприятия союзного значения." (с)

"Ейский механический завод "Аттракцион" - в советский период был монополистом в стране по производству парковых аттракционов, продукцию завода можно было увидеть в каждом городском парке Советского Союза. Пиковой мощности завод достиг в конце 80х годов, выпускалось 1500 аттракционов в год, работало более 1000 человек. "

Деловая газета: "11 апреля 2013 Ейское ОАО "Аттракцион" начало выпуск новых видов продукции – детских игровых комплексов, городков и площадок, а также уличного спортивного оборудования и тренажёров.

1959 год - разрабатывается конструкция «Карусель воздушная», которая считается одним из самых первых аттракционов. На базе этой модели создан целый ряд других, более сложных каруселей.

"Воздушная карусель" - карусель, сиденья которой подвешены на цепях или металлических прутьях к вращающейся конструкции" Энциклопедический словарь

1959 Спроектирован первый аттракцион с подъёмным вращением «Виражные самолёты».

Легендарный аттракцион представлял собой два двухместных самолёта, закреплённых на стрелах. За счёт силы тяги самолёты вращались по кругу вокруг колонны. И не только вращались, но и меняли высоту.
Это был захватывающий дух аттракцион, дети младше 14 лет не допускались.

Многим так и не удалось никогда полетать на этих самолетах - к 80 гг фактически везде эти аттракционы исчезли.

1959 г Разработаны легендарные качели «Мёртвая петля» или "Петля Нестерова" вращающиеся вокруг горизонтальной оси.

Именно на них в фильме "Я шагаю по Москве" героиня актрисы Галины Польских - Алёна, просит покататься жулика, что бы задержать его до прихода милиции.

На одном конце оси крепится противовес, на другом - двухместный самолет. В носу самолета установлен мотор, который разгоняет винт и самолет начинает вращение вокруг горизонтальной оси. До 80 гг эти аттракционы тоже практически не дошли.

1959 -Спроектировано «Колесо обзора» - первый серийный образец, освоенный советской промышленностью. Дада, тот который до сих пор стоит у нас в Парке=)

1960 год - разработана карусель «Детская» предназначенная специально для детей дошкольного возраста.

Это всеми любимая карусель с лошадками, слонами, львами и другими животными.

1960 Спроектирована карусель «Цепочная».

Она выполнена в виде ажурного зонта диаметром 8 метров, к которому подвешены на цепях 20 одноместных сидений.

1962 Разработан аттракцион «Спираль» (карусель сложного вращения). Этот аттракцион представляет собой металлическую конструкцию, при помощи которой можно перемещаться по виткам восходящей и нисходящей спирали в сложном движении.